Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
М.Ю.Лермонтов.
Из поэмы «Сашка» 1835-36 гг.
Красная площадь в ее сегодняшнем состоянии так нам привычна, что кажется - такой она всегда и была. Мы редко вспоминаем, что совсем недавно (по масштабам истории, конечно) Красная площадь выглядела совсем по-другому. Что Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Тургенев видели совсем другую Красную площадь. И сегодня мне хочется показать несколько исторических фотографий и рисунков площади, сделанных в середине и во второй половине XIX века. И очень коротко рассказать об истории Красной площади в эти годы. То есть дать возможность посмотреть и почувствовать движение времени, постепенную трансформацию площади, превращение ее из пространства эпохи классического искусства в новую эпоху, во времена конца XIX века.
Красная площадь на Хотевском плане Москвы, 1852 г.
Одним из первых мероприятий по благоустройству центра Москвы после пожара 1812 г. было оформление Красной площади: засыпка рвов, срытие бастионов, и посадка в 1818 - 1821 гг. бульвара вдоль Кремлевской стены.
В 1815 году на месте старых еще екатерининских рядов О.И.Бове построил новые, так называемые Верхние торговые ряды. Центральная поперечная ось Красной площади, намеченная расположением купола Сената еще М.Ф.Казаковым, была поддержана в проекте О.И.Бове центральным портиком рядов, а также куполом, перекрывшим их центральный объем.
В 1818 году на поперечной оси Красной площади был установлен монумент - «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» (скульптор И.П.Мартос). И хотя памятник был посвящен событиям XVII века - освобождению Руси от польско-литовской интервенции, установление его на главной площади города после кровопролитной Отечественной войны 1812 г., безусловно, вносило в ансамбль тему военного триумфа нашего народа. Таким образом, Красная площадь стала первым завершенным классическим ансамблем послепожарной Москвы.
Красная площадь в XIX в. Общий вид в сторону храма Покрова на рву.
Красная площадь с построенными в 1815 г. по проекту О.И.Бове Верхними торговыми рядами.
Литография И.Л.Деруа. 1825г. По оригиналу О.Кадоля. ГИМ
Все сооружения на панораме:
Верхние торговые ряды - храм Покрова на рву - Спасская башня - купола Вознесенского монастыря - Сенатская башня.
Вдоль Кремлевской стены проходит бульвар.
Памятник Минину и Пожарскому (установлен в 1818 г.).
На втором плане центральная часть здания Верхних торговых рядов. 1850-е гг.
Литография с раскраской по оригиналу Ф.Бенуа. ГИМ
Верхние торговые ряды - вид средней части с Красной площади. 1886 г.
Общий вид здания в последнее десятилетие его существования. Фото из альбома Н.А.Найденова.
Верхние торговые ряды - вид по Никольской улице от Исторического музея, справа Красная площадь. 1886 г.
Это уже фрагмент в крупном масштабе, где видно, что фасады завешаны огромным количеством вывесок и рекламой.
Архитектура исковеркана потребительским отношением к зданию.
Очень показательная фотография, на которой все грехи российского капитализма видны воочию.
Классическая архитектура одного из главных зданий Красной площади, центральной площади города, почти полностью скрыта.
Фото из альбома Н.А.Найденова.
В эти годы заканчивается эпоха классической Москвы.
В 1883 гг. был сооружен Исторический музей (арх. В.О.Шервуд). Строительство Исторического музея было целым событием в русской жизни второй половины XIX века. Здание должно было вписаться в общую структуру Красной площади и составить единый ансамбль с храмом Покрова на рву и башнями Кремля.
Красная площадь в 1888 году. Исторический музей уже построен.
Все сооружения на панораме:
Сенат с куполом - Сенатская башня - Никольская башня - Арсенальная башня - Исторический музей - Воскресенские ворота - Казанский собор.
Очевидно, что с правой стороны (то есть за кадром) полным ходом идет строительство будущего ГУМа,
а пока вдоль Кремлевской стены сооружены временные ряды,
чем-то очень напоминающие сегодняшние оптовые рынки. Фото из альбома Н.А.Найденова
В 1893 г. на месте Верхних торговых рядов, построенных О.И.Бове - которые посчитали обветшавшими и не соответствующими новым вкусам - было построено новое здание (арх. А.Н.Померанцев). Традиционно принято считать, что этот грандиозный комплекс построен в «русском стиле». И что он прекрасно сочетается с исторической застройкой Кремля и Историческим музеем. В наши дни это всем известный магазин ГУМ.
Вот так за десять лет, с 1883 по 1893 год, Красная площадь столицы получила совершенно новый архитектурный облик, который и сохранился, в основном, до наших дней. И сегодня мы уже не задумываемся об исторических деталях, для большинства из нас это просто Красная площадь.
Мне не хотелось бы давать оценки архитектурным достоинствам, или недостаткам каждого здания, построенного на Красной площади в конце XIX в. Все уже описано в истории архитектуры и в истории искусства. По каждому сооружению были озвучены десятки мнений. И в русской литературе второй половины XIX века и рубежа веков наши писатели тоже высказали свою точку зрения на архитектуру обновленной в 1880-х годах Красной площади. Так что в моей статье - только факты, чертежи, рисунки и фотографии.
Литература и фото:
- Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
- Н.А.Найденов. Москва. Соборы монастыри церкви - том V. 1888 - 1891