Поэма об архитектуре Русского севера

Mar 28, 2017 11:14

В этой статье рассказывается не только об Успенской церкви в Кондопоге - прославленном памятнике архитектуры Русского севера.
Это детальное исследование деревянного здания, которое русские плотники срубили топорами из бревен.
Исследование его архитектурных и конструктивных особенностей.
И сама церковь здесь является только примером, наглядным примером всех тех народных способов возведения деревянных бревенчатых церквей, которыми мы все так восхищается.




Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
Успенская церковь в Кондопоге лучше всего иллюстрирует саму идею сооружения, в котором главным и доминирующим является столп - башня, увенчанная шатровым верхом.

Бывшие единственной русской окраиной, граничащей с морем в XVI - XVII веках, северные области многие годы были торговыми путями, связывающими Русь с западом. В XVIII в. Кондопожский погост был составной частью северо-западного торгово-промыслового района Прионежья. В эти годы Кондопога превратилась в значительный перевалочный пункт, через который пролегали водные пути подвоза сырья на металлургические предприятия Петрозаводска и строительных материалов для строящегося Петербурга. И Успенская церковь была своеобразным маяком на берегу озера.



Церковь в Кондопоге, общий вид

Архитектурные детали фасада Кондопожской церкви вызывают чувство восхищения. Традиционная бочка с килевидным завершением украшена небольшой главкой. А еще выше - нижний и верхний восьмерики и все три повала,  и фронтонный пояс, окружающий восьмерик со всех сторон.
Здесь мы видим взлет творческой фантазии, сметающий на своем пути привычный рационализм.
И действительно,  могучая масса нижних частей здания - и пирамида шатра, стремящегося к небу. Стены предельно простые, и только бочка над алтарной частью церкви, висячие крыльца входов и ажурный фронтонный пояс - вот и все украшения. На нижнем восьмерике покоится еще больший восьмерик, их соединяют  повалы, а еще выше -  широкая по'лица, которая зрительно создает основание для взлетающего ввысь шатра.

На следующей схеме детально показаны почти все основные составляющие элементы бревенчатого здания, его внутренняя структура.
Именно в разрезе понятны многие части сооружения, которые увидеть в натуре сложно.
Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система с продольными и поперечными связями, и диагональными ветровыми раскосами. В центре шатра находится центральный столб-опора, вертикальная ось всей конструкции.




Трехчастная композиция здания традиционная - притвор, трапезная, церковь и алтарная часть.

Для иллюстраций к отдельным терминам деревянной архитектуры севера, я привожу несколько деталей в крупном масштабе и с пояснениями. На фрагментах представлены как детали этого здания, так и других аналогичных построек, они приведены в качестве примера.

Фрагмент № 1.(для примера)



Фрагмент № 2.(для примера)



Фрагмент № 3.(для примера)



Фрагмент № 4.



Фрагмент № 5.



Фрагмент № 6. (для примера)



Но внутри церкви нас встречает совсем другая архитектура, сдержанная и простая. Все помещения невысокие, так как над ними устроены потолки с чердачным пространством. Такое объемное решение давало возможность создать теплые помещения. Ведь прогреть зимой огромный высокий шатер в условиях севера было бы нереально. А вот потолок в самой церкви несет в себе еще и художественную составляющую - это знаменитая композиция, именуемая «небо».



Интерьер трапезной:
Потолок поддерживают два резных столба, которые вместе с кронштейнами напоминают фигуру человека,
поддерживающего потолок поднятыми руками.
Вдоль стен стоят лавки, которые стояли здесь и двести лет назад



Интерьер самой церкви - впереди иконостас:
А сверху подвесной деревянный потолок с росписью, который издревле называют «Небо»

На чертеже разреза видно, что все помещения занимают не более шестой части в общем объеме здания. Все остальное - это подклет, чердаки, и конечно объем самого шатра, наполненного сложной системой конструктивных элементов.

И в разрезе понятны многие части здания, которые увидеть в натуре невозможно. Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система, которая вот уже несколько веков надежно держит огромное по высоте здание.

Деревянная Успенская церковь в Кондопоге, построенная в 1774 году, стала одним из последних и самых ярких памятников северной архитектуры, созданных нашими мастерами в конце XVIII века. Древнерусские зодчие создали не просто церковь, а величественный Памятник Архитектуры.

………………………………………………..
- Графические схемы выполнены автором в марте 2017 года
- Использованы отдельные материалы из работы:
«Деревянная архитектура Русского севера» - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/derevjannaja_arkhitektura/0-263

Архитектура, История, Русский север, Деревянная архитектура

Previous post Next post
Up