Конструктивизм: часть 1 - Рабочие клубы

Aug 04, 2016 12:05

Это продолжение серии статей об отдельных периодах русской архитектуры. Ранее уже были рассмотрены особняки в стиле ампир (1800-1830-е гг.), эклектика (1830-1890е гг.), и модерн (1890-1914 гг.). Переходя в ХХ век, я начинаю рассказ о конструктивизме 1920-1930 гг. с рассмотрения Рабочих клубов.

Итак - наступил ХХ век, прошли годы, первая мировая война плавно перешла  в две революции, а затем отгремела гражданская война. Многострадальная Родина, взявшая в руки винтовку в 1914 году, с началом первой мировой войны, так и проходила с ней где-то до 1922-23 года, то есть почти десять лет. Строительство отдельных зданий все же велось и в эти годы, но это были единичные объекты.

Из крупных сооружений, которые продолжали строить во время всех войн и революций, был, например, Казанский вокзал по проекту Щусева. Но о строительстве и об архитектуре в эти годы можно бы и вообще не говорить - шли непрерывные войны. Утонченный модерн, парадный ретроспективизм, неожиданные и ювелирные  стилизации и все другие красоты резко оборвались фактически в 1914 году.
Но - прошли годы, закончились революции, утихла гражданская война.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И - как естественное продолжение - новая архитектура.
Конструктивизм - это первый советский архитектурный стиль, который воплотил в кирпиче, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века. Подчеркнутая функциональность, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств, вот его главные характеристики. Проектировали здания для новых, свободных и счастливых людей, для нового типа человеческих отношений.

И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми -  кварталы домов на рабочих окраинах Москвы, дома-коммуны, фабрики-кухни, дворцы труда. Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и дворцов культуры.

Часть 1 - Рабочие клубы

Наиболее ярко тенденции советского конструктивизма проявились в зданиях рабочих клубов.
В данной статье я решил детально рассмотреть два сооружения, наглядно показывающих два противоположных принципа подхода к созданию клуба. Компактный многоэтажный корпус  на углу двух центральных улиц - Клуб им. Зуева, и свободно расположенный и распластанный в парке комплекс зданий - ДК им. Горбунова.

Клуб им. Зуева построен в 1927-1929 годах на Лесной улице. Арх. И.Голосов. Объемная и динамичная композиция здания сразу делает его запоминающимся сооружением. Динамичный характер эпохи отразился в принципиально новых архитектурных решениях. В основу композиции здания положен контраст между простыми кубическими объемами бетонных стен и стеклянными плоскостями огромных витражей. Угол здания решен постановкой стеклянного цилиндра главной лестничной клетки. Железобетонный каркас здания читается и на фасадах. Во всем видно торжество асимметрии.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что по первоначальному плану Москвы в этом  месте должны были пересекаться важные городские магистрали - новое Бульварное кольцо (на месте Лесной улицы) и будущий проспект (вместо Миусского переулка), идущий из центра. Но этим планам не суждено было сбыться.



Фото 1930-31 гг.


Фото 1933 года.
Прекрасная фотография, на которой видны оба фасада здания и весь его первоначальный облик.
И стеклянный «стакан» на углу, ориентированный на перекресток  двух будущих городских магистралей



План клуба им. Зуева, но уже в современном состоянии.
Хорошо видна глухая стена зрительного зала, обращенная в сторону Миусского переулка,
на месте которой первоначально был витраж
Но о важности сохранения построек советского конструктивизма сегодня говорят только в узких кругах специалистов. В отличии от сооружений прошлых веков, с колоннами и капителями, с деталями вычурного модерна и прочее - эпоха советского конструктивизма в наши дни не в почете. Достаточно полистать страницы интернета, что бы увидеть суровое и несколько пренебрежительное отношение к конструктивизму - нашему самому первому этапу архитектуры Страны Советов. Большинство рабочих клубов и домов культуры уже потеряли первоначальную функцию, а в последние десятилетия перестроены и «обновлены» до полной неузнаваемости. Не исключение и клуб имени Зуева. Большой зрительный зал на 950 мест располагается на третьем-четвертом этажах. Первоначально он имел естественное освещение через широкие окна и выходы на балкон в сторону Миусского переулка. Изменился характер отделки колонн, стен и лестницы. Но этому зданию еще повезло, оно продолжает действовать как Дом культуры!



Начало винтовой лестницы - одного из главных акцентов в объемно планировочном решении здания


Монолитное перекрытие лестницы, с центральным кругом и расходящимися от него балками



Фотография 1970-80-х гг.



Сегодняшнее состояние здания вызывает двойственные чувства. С одной стороны дом живет и функционирует. С другой - видно, что архитектура изменена очень сильно, все витражи на фасаде в сторону Миусского переулка заменены глухими стенами и уничтожены балконы. А уж розовый цвет окраски внушает чувство недоумения. Ну - зачем так-то портить здание?
Вернитесь к началу статьи и еще раз посмотрите фотографию клуба в 1933 году….. разительный контраст, не так ли?!
Конечно, зданию нужна грамотная научная реставрация. Вот ведь какие чудеса происходят у нас - реставрировать и воссоздавать первоначальный архитектурный облик нужно не какого-то там старинного здание давно прошедших веков - а памятника архитектуры, построенного нашими современниками. Но - надо!

Дворец культуры им. Горбунова построен на территории Филей, тогда еще пригорода Москвы. Дворец культуры занимает большую территорию и в его состав входит солидный  набор подразделений. Зрительный зал, лекционный зал, читальный зал, библиотека, спортивный зал и помещения для различных кружков.
Здание является центром всего этого микрорайона, включающего авиазавод, фабрику-кухню, жилой район и парк.  Дворец культуры проектировался и строился долго, с 1929 по 1938 год. Первоначально намечавшийся как клуб авиазавода, он стал районным Дворцом культуры. Зрительный зал был запроектирован на 1500 человек, а его сценическая часть получила полноценный театральный набор с колосниками для смены декораций, что видно на чертеже разреза. То есть получился театральный и киноконцертный зал,  большой и высокий, с двумя ярусами балконов.



1. Дворец культуры,
2. стадион,
3. центральная площадь,
4. жилые кварталы (тоже хороший конструктивизм)
5. парк (в 90-е годы здесь был стихийный рынок)
6. авиазавод (в наши дни - ГКНПЦ им. М. В. Хруничева)



ДК им. Горбунова. 1929-38 гг. Арх. Я Корнфельд.
Входной блок и за ним фасад основного здания, с характерным для построек конструктивизма
полукруглым витражом двухсветного вестибюля. Фото 1960-х гг.



План второго этажа:
Справа зрительный зал, в центре клубные помещения, слева спортивный зал



Продольный разрез: Двухсветный вестибюль с балконом, зрительный зал и сцена с колосниками



Зрительный зал ДК им. Горбунова на 1500 человек.
Вид со сцены на партер, амфитеатр и два яруса балконов



Двухсветный вестибюль с балконом. Фото 1939-40 гг.



Фотография из музейного архива авиазавода.
Очень понравилась колоритная надпись.
Сегодня она является для нас историческим документом эпохи первых советских пятилеток
Создание рабочих клубов имело очень большое значение в 1920-1930-е. годы. И многие тысячи людей именно в клубах получили первые, действительно художественные знания. Принятый за основу набор помещений рабочего клуба, это - универсальный зрительный зал для собраний, показа кино и театральных постановок, и кружки для самодеятельности. И, конечно - библиотека.
Кружки по техническим интересам, кружки гуманитарных знаний, истории и литературы, а также студии для занятий рисунком и живописью, музыкой и хореографией.
В ДК им. Горбунова было и много подразделений для спортивных занятий - спортивный зал, лыжная база, футбольное поле, каток.
Интенсивное клубное строительство в Москве, начавшееся в 20-е годы, отразило все наиболее яркие архитектурные идеи своего времени.



Клубный корпус. Фото 1930-х гг.



Так выглядит Дворец Культуры в наши дни

В лихие девяностые годы на этой площади и на аллеях парка по выходным размещался стихийный рынок, где в основном шла торговля кассетами для магнитофонов. Гремела музыка, на самодеятельных подмостках выступали самодеятельные артисты. Толпы молодежи искали записи на свой вкус. Вот тогда-то с чьей-то легкой руки рынок получил название «Горбушка». В наши дни это безобразие давно закончено, аллеи приведены в порядок. И тишина.

Конечно, хотелось бы рассказать и о других рабочих клубах, возведенных в Москве в стиле конструктивизма. Их довольно много. Но на сегодня я ограничусь только двумя.

Материалы:
Памятники архитектуры Москвы. Том 9. - М.: Искусство-XXI век, 2012
Сайт фотографии прошлого - Pastvu.com.

Архитектура, Фили, Конструктивизм, Воспоминания, История Москвы

Previous post Next post
Up