Москва-река в XIX веке
Создание набережных в Москве с сооружением подпорных стен и проездов относится в основном уже к советским временам. До революции были сооружены несколько километров набережных в центре города, которые впоследствии были перестроены. Да и сама река очень сильно изменилась.
Фото 1. Вид на Москва-реку с высоты Швивой горки. Река плотно заставлена грузовым водным транспортом. Все эти баржи, пароходы, плоты движутся по воде.
Рассматривая старые фотографии, сразу становится ясным, что даже на рубеже XIX - XX веков река была в основном «транспортной артерией». Пароходы, баржи, и всевозможные лодки самых разных размеров плавали по реке и подвозили нужные материалы. Особенно поражают плоты из бревен, часто занимающие огромные площади на водной поверхности. Это целые «деревянные города». Сегодня я не ставлю целью проследить транспортные потоки позапрошлого XIX века. Интересно просто посмотреть набережные тех лет и рассмотреть детали этих сооружений. Еще раз отмечу, что они сильно отличались от современных Московских набережных
Фото 2. Вид на реку, Кремль и Китай город со стороны Раушской набережной. У стен Китай- города, самого делового и торгового района города видно огромное скопления судов вех размеров
Фото 3. Кремлевская набережная. Здесь тоже была устроена система лестниц и пандусов
Фото 4. И наконец, самая главная фотография, ради которой и пишутся эти строки. Запоминающийся кадр.
Вся, выражаясь сегодняшним языком «транспортная инфраструктура», располагалась на уровне воды. По воде кирпичи, камни, бревна, доски, ящики, бочки и так далее довозили до места выгрузки. А далее все это богатство надо было перегрузить на подводы. Но как это сделать? И на всем протяжении набережных были устроены пандусы с лестницами. Общий вид данного, весьма непростого инженерного сооружения показан на предыдущем фото.
Москва-река в прошлые века была не прогулочной речкой с уютными теплоходами, она была рабочей магистралью. Очевидно, водный транспорт был самым дешевым и самым удобным для того времени.