Церковь Косьмы и Дамиана на Покровке.
Десятки раз, проходя мимо этой церкви, я хотел остановиться и запечатлеть ее на фото. Как то по пути в историческую библиотеку, уже подошел и достал фотоаппарат, но в нем не оказалось батареи, она осталась дома на подзарядке. Детальное знакомство опять было отложено на много лет. И вот я снова приехал специально к этой церкви, посмотреть, и детально познакомиться. Все мне понравилось, но деревья разрослись, и даже в конце апреля увидеть весь фасад не получается, а к лету, наверное, полностью все закроют.
1. Вид на церковь и окружающий пейзаж с перекрестка. Фото 2024 г.
А здание действительно уникальное. Объемно планировочное решение - это композиция из нескольких цилиндров разного диаметра и разной высоты. У каждого из этих цилиндрических зданий свое назначение.
3. План церкви
Основной и самый большой из них, конечно, занимает собственно храм. Два цилиндра с приделами примыкают к нему с южной и северной стороны. Они дополняют композицию и подчеркивают главенство собственно храма. Взаимосвязь всех «ротонд» прорисована на плане четко и красиво. Как бы вторит приделам цилиндрик апсиды, он такой же по высоте, но чуть меньшего диаметра. Хотя, строго говоря, высота апсиды могла бы быть и чуть меньшей. Верхний ярус колокольни тоже круглый в плане. Если зрительно представить себе план церкви на отметке второго уровня, то мы увидим еще один круг - круглую колокольню. Дополняют эту симфонию еще и круглые лестницы.
Трапезная - единственный в этом комплексе прямоугольный объем. М.Ф. Казаков признанный мастер круглых зданий, перечислять его творения можно долго. Что же здесь могло случиться, почему вдруг появилась такая трапезная. Нам сегодня никто не ответит на этот вопрос. Вполне возможно, что при строительстве было решено упростить схему здания, очень может быть, что при загруженности мастера здесь вели работы его помощники или ученики. Тем более, что для многих построек и само авторство Казакова сегодня под вопросом. А может быть были использованы остатки ранее стоявшей здесь церкви.
Продольная ось проходит через весь план здания - колокольня, трапезная, основная церковь и апсида. Северная и южная половины здания строго симметричны. Но ость несколько отличий. Так на северном фасаде добавлены небольшие двухколонные портики для входа в основной храм и в трапезную. На фотографии из Альбома Найденова (фото №2) видно, что в XIX веке основной вход был организован непосредственно в помещение храма. И даже существовали ворота в ограде, ориентированные на этот вход. В 1950-е годы эти входы заложены и превращены в окна.
4. Фото 1959 г.
Церковь небольшая, общая площадь круга основной церкви около 29 кв. м, общая площадь каждого из круглых приделов - около 22 кв. м. Конечно эти размеры взяты по масштабу с чертежа плана. Но сам порядок цифр говорит, что сооружение очень камерное.
Прошло несколько лет, церковь отреставрировали.
А дальше подоспели новые времена и новые веяния. Это можно назвать созданием фона для памятника архитектуры. Таких «фоноых» простых по архитектуре зданий было построено в те годы довольно много, наиболее известный пример - строительство гостиницы Россия в Зарядье. Позднее гостиницу сломали, но ничего лучше ее придумать так и не смогли. На Покровке было еще страшнее, построили высотку из грубых панелей. Я уж загрустил, это что же - так и будут красоваться эти панели без отделки? Но затем административный корпус начали облицовывать сплошным витражом, на всю высоту. Был в те времена такой, новый для тех лет прием, когда все, кроме самих окон, закрывалось плитами черного стемалита. Зрительно получался стеклянный дом.
5. Облицовка административного корпуса. Четко видна вся система создания витража, наложенного на стеновые панели, и начало отделки простенков стемалитом. Фото 1968 г.
В наши дни вход в церковь один, из-под колокольни.
6. Прямоугольное основание колокольни и круглый второй ярус - ярус звона с колоколами
7. Фрагмент северного фасада, то есть «главного», обращенного в сторону улицы. Справа двухколонный портик бывшего входа в трапезную, за ним круглый северный придел церкви.
8. Двухколонный бывший вход в основную церковь. Петли входных дверей оставлены реставраторами на своих «исторических» местах. Справа фрагмент северного придела, вдали - круглая апсида
Повторюсь, участок зарос деревьями, ограда проходит очень близко от церкви и фотографировать на территории сложно. Только отдельными фрагментами.
У церкви три основных составляющих. Главный престол - Спасский, и два придела - Косьмы и Дамиана, и Никольский придел. Но общее название церкви дано по приделу Косьмы и Дамиана. Такое встречается очень часто, можно сказать - что это типично для огромного количества русских церквей.
9. Между ветвей деревьев открываются живописные верхние части церкви
10. Пространство церковного двора, слева проходит улица Покровка, справа виден Старосадский переулок
Пространство церковного дворика с другой стороны еще более зажато.
11. На этой фотографии видна полукруглая лестница, ведущая на колокольню
И еще одну, может быть главную деталь необходимо отметить. Это почти полное отсутствие всяких декоративных украшений. Стены как бы обнажены, и благодаря этому церковь очень цельная по массам.
Вот так я посмотрел церковь, обойдя ее со всех сторон и пытаясь запечатлеть хотя бы отдельные фрагменты. И снова вернулся к колокольне, к входу. Конечно, мне было страшновато входить внутрь, вдруг я не увижу того слияния внутреннего пространства с наружными формами, которые мечтаю увидеть. Но … опасения оказались напрасными. Уже войдя в трапезную, я увидел впереди всю взаимосвязанную структуру внутренних помещений.
12. Вход в церковь под колокольней.
В наши дни вход в здание один. Надо сказать, что в каких-то дополнительных входах церковь и не нуждается. Несмотря на расположение в историческом центре Москвы, здание тихое и малопосещаемое. За то время, пока мы ходили, знакомились и фотографировали, в церкви не появился ни один посетитель. Наверное, это хорошо, люди искусства могут спокойно посмотреть архитектуру, а православные могут тихо и спокойно помолиться. Стены покрашены, но никаких росписей на стенах нет. И мне это тоже понравилось.
13. Вид из трапезной на основную церковь, и два придела
14. Круглый храм, вид на иконостас
15. Купол основной церкви украшен световыми люкарнами. Их всего четыре и наверное много света они не добавляют, это скорее архитектурный акцент.
С улицы люкарны смотрятся очень выразительно
16. Фрагмент фасада церкви - северный придел почти накладывается на основной храм, правее видна трапезная
Приделы тоже взаимосвязаны с трапезной. Южный можно рассмотреть в деталях. Здесь восхищает появления круга в иконостасе, это еще один круг в ансамбле. Правда, на этот раз не в плане, а в интерьере.
17. Южный придел
18. Эффектно смотрится завершающий карниз, на котором покоится невысокий свод придела.
19. Трапезная и вход в северный придел
20. Северный придел наверное совсем такой же, как и южный, но сейчас он полузакрыт шторой и рассмотреть его не получилось
21. Вид на церковь от входа.
Прощаясь с этой удивительно цельной архитектурной постройкой, хочется еще раз отметить ее высокие художественные качества. И ее поэтичность. Спрятанная среди немногих, но очень высоких деревьев, церковь как бы сливается с их густыми ветвями, и только иногда раскрывает небольшие «окошки» для созерцания этой красоты. Программный памятник архитектуры эпохи классицизма дарит возможность увидеть десятки интересных и хорошо прорисованных деталей. И в принципе фотографий можно наснимать значительно большее количество.
И два слова о названии улиц….
Названия улиц в этом районе Москвы менялись несколько раз. Покровка, Маросейка, Богдана Хмельницкого, Чернышевского. Хотя Покровка в сущности является продолжением Ильинки за Ильинскими воротами и тянется до Земляного вала. Фундаментальный труд «Памятники архитектуры Москвы. Белый город» определяет объект как «Церковь Косьмы и Дамиана на Покровке». На современной карте города здание числится по адресу: ул. Маросейка, дом 14/2 стр.3.
Москва непростой город и даже названия отдельных зданий и уж тем более их адреса порой причудливо переплетаются.
Литература и источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город. - М.: Искусство, 1989.
- Сорок сороков. Альбом-указатель всех московских церквей. Том II. Центр Москвы. 1985-1988..
Фотографии автора
Москва, Белый город, Покровка-Маросейка,
Май 2024 г.