Архитектурное исследование церкви Владимира «в Старых садех»

Jun 07, 2023 14:41


Архитектурное исследование церкви Владимира «в Старых садех»
Церковь Владимира «в Старых садех» стоит на высоком холме. В градостроительном отношении она является одним из важнейших ориентиров Ивановской горки.




В XV веке великий князь московский Василий I построил здесь свой летний дворец с деревянной домовой церковью, освящённой во имя св. князя Владимира. На склонах холма были разбиты княжеские сады  (примечание 1). Первая каменная церковь появилась здесь в 1516 году, построена мастером Алевизом. Во второй половине XVII века эту обветшалую Владимирскую церковь разобрали. Церковь, которую мы сегодня видим, датируется концом XVII века.

Церковь, и особенно ее колокольня, расположена по оси современной улицы Забелина и Малого Ивановского переулка. А вот каноническое правило ориентации церкви алтарной частью на восток здесь вообще не соблюдено.



Главный объем - церковь, посвященная князю Владимиру, это близкое к квадрату помещение с двумя входами. Основной вход в церковь из притвора, кроме этого есть свой вход с крыльцом, выходящим на юго-восток. Здание завершается пятиглавием, причем центральная глава со световым барабаном. Малые главки глухие и имеют чисто декоративное значение. Пяти ярусный иконостас традиционно повествует о сюжетах из святых книг.

Для понимания истории возникновения церкви нужно в первую очередь проанализировать план здания. И что же мы видим? Это весьма сложное сочетание нескольких объемов, двух церквей с апсидами, притворов и трапезной палаты. На плане практически нет ни одного прямого угла, все стены живописно обрисовывают внутреннее пространство, примыкая друг к другу в самых разных направлениях. Толщина стен огромная, приближается к двум метрам. Артель русских каменщиков, возводившая церковь, очевидно решила создать надежное и долговечное здание, что бы и стены и своды выдержали и годы и века. И им это удалось.

Церковь построена на месте первоначальной постройки 1514-1516 годов по проекту Алевиза, которая была полностью разобрана за ветхостью.
Существующее здание возведено значительно позднее, в конце XVII века (примечание 2).
Еще раз надо подчеркнуть, что план показывает истинно русскую постройку. В интернете, к сожалению, есть записи, трактующие современную церковь как постройку Алевиза, разумеется, это неверно. Выходцы из солнечной Италии возводили очень четкие по геометрии здания, с тонкими изящными стенами. А наша Владимирская церковь так и говорит каждой своей деталью - раззудись плечо, размахнись рука. Мы, русские мастера, строим на века. И геодезические инструменты не были в чести у наших прадедов, строили «как мера и красота скажет».



Снаружи церковь кажется большой, чему помогает и расположение на горе. А внутри она маленькая. Из-за огромной толщины стен помещения получились небольшие, компактные и уютные.

Итак - входим:


Вид из притвора



Интерьер Владимирской церкви



Иконостас

В западной части церкви находится трапезная. Это типичная палата допетровских времен, со сводами и распалубками над оконными проемами. Из трапезной можно попасть в предел Бориса и Глеба.



Интерьер трапезной палаты. Слева виден вход из притвора. Трапезная перекрыта коробовым сводом с распалубками. Тема сводов в древнерусской архитектуре очень обширная, они бывают многих видов и конструкций.



Традиционно главным фасадом считается вид в сторону улицы Забелина

А вот увидеть фасады трапезной и придела можно только со стороны Исторической библиотеки.

В наши дни церковь открыта со стороны улиц. Но дворовые фасады чуть ли не вплотную обстроены поздними сооружениями. Рассмотреть апсиды церкви непросто. Лучше всего они видны от хозяйственного въезда на территорию церкви. А сфотографировать все четыре апсиды почти невозможно.



Вид на церковь и апсиды с территории Исторической библиотеки



Вид церкви со стороны Хохловского переулка. Вдали виден новый корпус Исторической библиотеки.

О колокольне необходимо сказать несколько слов дополнительно.



Колокольня в этом здании - это отдельная тема. По крайней мере,  лично я нигде не встречал такого объемно-планировочного решения. Обычно любая колокольня стоит на своем фундаменте, ведь обеспечить устойчивость такого вертикального сооружения непросто. А здесь все совсем по- другому. Колокольня в два яруса и со шпилем просто поставлена на крышу трапезной. Три опоры колокольни опираются на стены трапезной, а вот четвертая стоит на сводах.






В этом месте трапезной предусмотрен в угловой части мощный столп, и система распалубок тоже поддерживает четвертую опору колокольни. Но все равно - конструктивное решение колокольни очень смелое.



Ситуационный план. Хорошо видна колокольня, надстроенная над трапезной

Для звонаря предусмотрена наружная лестница. Как был организован подъем на колокольню в прошлые века, сложно сказать, может быть тоже была какая-то открытая лестница



Колокольня построена , а точнее надстроена над трапезной, уже значительно позднее, в конце XVIII века. Ее ордерный карниз и верхний ярус можно назвать произведением классицизма.

И конечно, при изучении этого памятника архитектуры, нельзя забывать, что он тоже прошел много этапов за свою историю.
В XIX веке у церкви были уничтожены кокошники и устроена простая четырехскатная кровля. Это весьма частая ситуация, которой были подвержены десятки сооружений. Объем «упростили» и крышу тоже.



Фото из альбомов Найденова, 1881 год. Покрытие - простая четырехскатная крыша.



Фото 1933 года. Церковь уже закрыта, но основные формы здания еще сохраняются

В 1937 году церковь начали разбирать, и с большим трудом удалось спасти ее от сноса. Многие годы внутри размещалось хранилище книг Исторической библиотеки. Потом случился пожар, серьезно пострадало и книгохранилище, и само здание.



Крыльцо. Фото 1940-х годов



Фото 1954 года. В здании размещено книгохранилище, купола снесены, все находится в неухоженном и печальном состоянии.

То, что сегодня предстает перед нами на вершине холма - это результат реставрации 1980-х годов ХХ века. И кокошники и купола тоже воссозданы советскими реставраторами. Давайте вспомним их имена, это Г.К.Игнатьев и Л.А.Шитова, сотрудники легендарной мастерской № 13 Моспроект-2.



Вот так выглядела церковь во время реставрации в 1981 году.



Весьма романтичная фотография. Но это не развалины церкви, как можно сначала подумать. Нет, это как раз восстановление и реставрация первоначального состояния здания. Но как у нас обычно бывало - такая реставрация шла неспешно, годами.



Пройдя свой длинный и тернистый путь, церковь Владимира «в Старых садех» засияла белоснежными стенами на одной из самых высоких холмов Ивановской горки.

Примечания:

1 - Википедия пишет, что «на склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями». А что на самом деле представляли собой эти сады? В понимании нашего современника Сад - это территория с посаженными человеком плодовыми  деревьями и кустарниками. Яблоневый сад, вишневый сад и т.д. Но так было не всегда. В прошлых веках любая масса деревьев в городе трактовалась как сад. «Летний сад», «В те дни, когда в садах лицея …» и т.д. То есть садом называлось то, что мы в XX веке четко относим к понятию Парк. Какие именно сады были посажены на склонах Ивановской горки - это тема для отдельного исследования. Фраза про «роскошные фруктовые деревья» изначально не заслуживает доверия.
2 - Наш интернет сегодня заполнен непроверенными сведениями. Написанная в интернете ошибка затем тиражируется, и дезинформация начинает плодиться со всех сторон. О том, что современная нам церковь Владимира построена, мол, Алевизом - написано и в Википедии, и на всевозможных «религиозных» сайтах. И часто фотограф, размещая свои фото в интернете, только переписывает этот «миф про Алевиза».
А ведь в капитальном издании «Памятники архитектуры Москвы - белый город» описаны все сооружения, когда-либо бывшие в этом месте:
1 - Первоначальная деревянная церковь, о которой известно только название
2 - Первая каменная церковь построена в 1514-1516 гг. Алевизом Фрязином, и во второй половине XVII века (в 1660 г.), ее разобрали.
3 - И уж затем, в конце XVII века (1677 - 1689 годы) построили церковь, которая и сохранилась до нашего времени.  К многоуважаемому итальянскому зодчему это здание не имеет никакого отношения, это произведение русских мастеров. Об этом говорит и план церкви, хаотичный и случайный, в нем нет параллельных стен, нет прямых углов, и отдельные составляющие просто приставлены друг к другу. И довершает историю колокольня, которая надстроена над трапезной в конце XVIII века и даже не имеет своего фундамента.

........................................................................
Литература: Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., Искусство, 1989.
Чертежи: По материалам книги
Старые фото: Сайт https://pastvu.com/
Современные фото: Большинство из свободной сети Интернет.
Несколько моих фотографий разных лет тоже включены в исследование.

Древнерусская архитектура, История, Ивановская горка, История Москвы

Previous post Next post
Up