История церкви Успения на Покровке

Dec 22, 2022 19:22




Сегодня нам сложно представить все все сложности, которые были у архитектора в те времена, и скорее всего крепостного архитектора...



Церковь не только «выпирала» на улицу, но еще и была окружена столбиками ограды


На снимке, сделанном уже во время разборки церкви видно, что ширина проезда между трамвайными путями и церковью очень мала. И это ведь после сноса столбиков ограды...!

Наверное, древнерусский мастер закладывал фундамент церкви, ориентируясь более на «каноническое» требования ориентации алтаря точно на восток. А требование это могло исходить как от Заказчика, так и от церковных властей. В результате всех этих сложностей церковь поставили не ВДОЛЬ улицы, а несколько "кривовато". Купец Матвей Сверчков был очень богатым человеком и скорее всего, приближенным к властям тех лет. И храм удачно смотрелся от центра в сторону Покровских ворот. А вот с другой стороны вид был странный.
Конечно в годы строительства, т.е. в конце XVII века, движение по улице было весьма размеренное и неспешное. Но шли годы, улица сформировалась в своих «красных линиях» фасадов, а потом посередине улицы проложили трамвайные пути.  И один из углов церкви оказался слишком близко к трамвайным путям.
Церковь действительно мешала движению транспорта. И Моссовет, недолго думая решил еще "прямолинейнее" - снести и делу конец.
P.S. В нашей стране научились передвигать дома и примеров очень много. Но передвигали здания нужные для народного хозяйства, для жизни города. И представить себе, что Страна Советов решила затратить огромные средства на работу по «повороту» церкви на 10 или 20 градусов даже сегодня смешно.
Так что споем РЕКВИЕМ.
Церковь Успения на Покровке была обречена с самого начала, с момента постройки. Хозяйское желание заказчика - поставить здание вот так, и никак иначе привело к замедленной трагедии.
Данная заметка - это как продолжение моего комментария к статье: https://architectstyle.livejournal.com/544257.html

Барокко, Архитектура, Бульварное кольцо и вблизи, Покровка, История Москвы

Previous post Next post
Up