Шмелев Иван Сергеевич: ЛЕДОКОЛЬЕ (фрагменты из рассказа) -
Отец посылает Горкина на Москва-реку, на ледокольню, чтобы навел порядок. Взялись две тысячи возков льду Горшанову доставить, - пивоваренный завод, на Шаболовке, от нас неподалеку, - другую неделю возим, а и половины не довезли. А уж март месяц, ростепель пойдет, лед затрухлявеет, таскать неспособно будет, обламываться начнет, на ледовине стоять опасно, - и оставим Горшанова безо льду.
- Возьми его, Панкратыч, на ледокольню.
- Раз уж папашенька дозволяет - поедем, обряжайся.
Я надеваю меховые сапожки и армячок с красным кушаком, заматывают меня натуго башлыком, и вот, я прыгаю на снежку у каретного сарая, где Антипушка запрягает в лубяные саночки Кривую, - другие лошадки все в разгоне.
![](http://ic.pics.livejournal.com/archistorik/72633956/165547/165547_600.jpg)
Колка льда на реке Пресня. Приблизительно 1899 г.
Вдали храм Кизических мучеников и дома по Конюшковской улице.
На фотографиях показана колка льда совсем в другой части города,
но методы заготовки льда были везде одинакововые.
А толщина льда - наверное сантиметров семьдесят, не менее
Вот уж и Крымский мост. Наша ледокольня влево от него: темная полынья на снежной великой глади, тянется далеко, чуть видно. С реки ползут на подъеме возки со льдом; сверху мчатся порожняки: черные мужики, стойком, крутят над головой, вожжами, спешат забирать погрузку. Вдоль полыньи, сколько хватает глаза, чернеют ледоломы, как вороны, - тукают в лед носами; тянут баграми льдины, раскалывают в куски, как сахар. У черного края ледовины - горки наколотого льду, мутно-зеленоватого, будто постный сахар.
Бурые мужики, уж в полушубках, скинув ушастые азямы, швыряют в санки: видно, как падает, только не слышно стука.
![](http://ic.pics.livejournal.com/archistorik/72633956/165037/165037_600.jpg)
Место определено приблизительно. Но тоже в районе реки Преня
Мы съезжаем по каткой наезженной дороге к вмерзшим во льду плотам: это и есть наша портомойня. На ней в прорубах плещется черная вода: бабы белье полощут, красные руки плещутся в бело-белом.
Навстречу, хрупая по хрустящим льдышкам, вытягивают в горку возки с ледком. Спокойные мужики, в размашистых азямах, хрустко ступают в валенках, покуривая трубки и свернутые из газеты "ножки". Зеленый дымок махорки тянет по ветерку; будто и ледком пахнет, зимней еще Москва-рекой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/archistorik/72633956/165299/165299_600.jpg)
Пока не смог опредить место. Жду подсказок от читателей :))
Место найдено. Эта фотография сделана на Водоотводном канале, на Кадашевской набережной.
Вдали виден Малый Каменный мост, дома по левой стороне - это Замоскворечье,
которое так ярко вспоминает И.С.Шмелев
Подходим к самому ледоколью. Совсюду слышно, как тукают в лед ломами, словно вперегонки; в сверканьи отбрызгивают льдышки; хрупают под ногой хрусталики.
- Михал Панкратычу почет... с праздничком!.. - кричат знакомые мужики с простянок, и все-то гонят.
По краю полыньи потукивают ломами парни, и бородатые. Все одеты во что попало: в ватные кофты в клочьях, в мешки, в истрепанные пальтишки, в истертые полушубки - заплата на заплате, в живую рвань; ноги у них кувалдами, замотаны в рогожку, в тряпки, в паголенки от валенок, в мешочину,
- с Хитрого рынка все, "случайный народ", пропащие, поденные. Я спрашиваю Горкина - "нищие это, да?".
- Всякие есть... и нищие, и - "плохо не клади", и... близко не подходи.
Хитрованцы, только поглядывай. Тут, милок, и "господа" есть!.. Да так... опустился человек, от слабости...
А вострый народ, смышленый!..
.........................................................................................................
Ностальгические записки русского писателя И.С.Шмелева, сделанны уже в эмиграции, спустя десятилетия после описываемых событий. Силой своего таланта Шмелев возвращает к жизни мир, который остался только в его воспоминаниях.
Это только фрагменты рассказа. Но я постарался подобрать именно эпизоды «Ледоколья»......
.........................................................................................................
Иллюстрации с сайта "Фотографии старой Москвы".
Они показывают места, весьма отдаленный от описываемых в рассказе.
Но зато можно воочию посмотреть и на "технологию" этих работ, и на людей.