Палаты царевны Софьи в Новодевичьем монастыре

Oct 13, 2021 16:12


Стрелецкая караульня у Напрудной башни (палаты царевны Софьи).

Вот такое длинное и противоречивое название у этого скромного здания, полускрытого в земле. Большинство посетителей вряд ли обратят на него внимание, гуляя по территории и созерцая шикарные постройки Новодевичьего монастыря. Но история у этой «караульни» такая, что даже страшновато  узнавать все подробности.


1. Царь Алексей Михайлович и его наследники.

Царь Алексей Михайлович умер в 1676 году, когда его дочери Софье было 19 лет. На престол взошел старший сын Фёдор Алексеевич. Царь Федор не отличался крепким здоровьем и не смог произвести на свет наследника. Следующим по очереди шёл младший сын от первого брака, Иван, однако он тоже часто болел и к тому же проявлял признаки слабоумия. И наверное ситуация все таки как-нибудь разрешилась, но в конце жизни Алексей Михайлович женился второй раз и количество наследников увеличилось. Таким образом - Фёдор, Иван и Софья были детьми Марии Милославской, Пётр (1672 год рождения) - Натальи Нарышкиной.

На момент смерти царя Федора, в 1682 году, в стране уже сложились два враждующих лагеря московской знати. К первой принадлежали родственники и сторонники первой жены царя Алексея Михайловича -  Марии Милославской, ко второй - родственники второй жены Натальи Нарышкиной и их единомышленники.

Если очень коротко излагать дальнейшую историю, то под давлением стрельцов было принято уникальное решение - на престол возвели сразу двух сыновей - Ивана (сына Марии Милославской) и Петра (сына Натальи Нарышкиной), утвердив при них регентом царевну Софью. При этом Петра назвали «вторым царём», настояв на его удалении вместе с матерью из Москвы в Преображенское.

И Софья, использую противоречия двух боярских кланов, захватила власть. Событие уникальное для Руси - первая женщина, которая взяла власть по праву силы. Проявив при этом ум, смелость, дальновидность и политическую волю.

Софья была образованным человеком, и годы ее правления характеризуются большими успехами и прогрессивными реформами. Но шаткое и неопределенное положение с престолонаследием явно сдерживало Софью. А в историческом плане - она была как бы пробным вариантом для будущих цариц XVIII века, которые, вспоминая Софью, понимали, что у них есть только два пути - или взять всю власть в свои руки, или подросшие наследники отправят в застенок.

2. Перестройка ансамбля Новодевичьего монастыря.

Семнадцатый век в России был временем строительства монастырей. Каких и сколько их построено - и сосчитать невозможно. Но Софья сделала своим главным строительным объектом Новодевичий монастырь.

Прогуливаясь и по территории монастыря и вдоль его крепостных стен, мы чаще всего и не догадываемся, что весь это огромный архитектурный комплекс сооружен не в какие-то там древние века, а сравнительно недавно. То есть в конце XVII века, во времена правления царевны Софьи.

При ней многие старые постройки в монастыре снесли. Старые стены разобрали, построили новые, и территория монастыря увеличилась, чуть ли не в полтора раза.

Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни - построено под патронатом царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века.



Преображенская церковь над северными воротами, 1687 - 1689 гг. Это только для примера, потому что общее количество зданий, возведенных во время правления Софьи, составляет внушительный список.


Панорама Новодевичьего монастыря. Строительством колокольни царевна Софья руководила даже в то время, когда была уже сослана и заключена в стрелецкой караульне у Напрудной башни.

3. Фатальная ошибка царевны Софьи.

Софья родилась в 1657 году, в 25 лет стала правительницей России. Если смотреть взглядом нашего современника, то некоронованную царицу Софью можно назвать человеком с мягким характером. Она мирно правила страной, продолжала начатые ее предшественниками преобразования, пыталась быть хорошей для всех враждующих кланов, и строила свой Новодевичий монастырь. Но сделала одну фатальную ошибку, недооценила подрастающего в Преображенском «волчонка», братца Петрушу. Конечно, ей надо было придушить эту тварь в самом начале. Впрочем, был ли он для Софьи братом, это большой вопрос. Даже великий Лев Николаевич Толстой выдвигал в свое время версию о том, кто в действительности был отцом «Петруши». Оказывается, был такой гренадер, который охранял спальню второй жены царя, Натальи Нарышкиной, и получается, что очень старательно нес службу.

Фатальная ошибка Софьи принесла немыслимые беды и ей самой и всей России. Море крови, горы трупов, стоны и слезы полились на страну с воцарением Петра. И всего этого могло не произойти.

Но история, дело специфичное, это «летопись победителей». Есть у нас хорошая фраза - «в России не только будущее не предсказуемо, но и прошлое». Ведь столько раз историю нашей страны переписывали. В 1690 году, после подавления мятежа стрельцов, власть окончательно перешла в руки Петра. И с начала XVIII века историки имперской России, а затем и советские дружно начали восхвалять деяния Петра и так же дружно замалчивать время правления и личность царевны Софьи. Или рисовать Софью как отъявленную реакционерку, противостоявшую брату - реформатору. Им всем так было проще и удобнее.  Даже сегодняшние авторы очень скупо пишут о времени с 1680 и по 1690 год. Ну … как бы этого времени и не было совсем. И мне тоже совершенно ни к чему прославлять царевну Софью, да и пишу я не об истории России, а об истории Архитектуры. А вот в этой истории все базируется на фактах, глобальная перестройка Новодевичьего монастыря - это документально подтвержденное деяние царевны Софьи.

Во время правления Софьи здесь велось большое каменное строительство: сооружали новые стены, церкви, колокольню, трапезные палаты, кельи и жилые покои. Оформлялись интерьеры зданий. В монастыре работали сотни мастеров - каменщики, иконописцы, резчики по дереву, позолотчики, кузнецы. Эта история подкреплена находками и открытиями археологов.

В 1689 г., после неудачной попытки царевны Софьи удержать престол с помощью стрелецкого войска, Софья, а затем и ее сестры были «определены на жительство» в Новодевичий монастырь. Царевны не были пострижены в монахини, и это давало им иллюзорную надежду на возвращение к власти. И даже сосланная в Новодевичий монастырь Софья определенным образом руководила строительством. В 1698 г. «по письму из Новодевичьего монастыря» произошло восстание стрельцов. Восстание было разгромлено правительственными войсками царя Петра, и в октябре начались пытки и казни стрельцов в разных местах Москвы и в Новодевичьем монастыре. Указом Петра I царевна Софья была пострижена в монахини, монастырь затворен, и связи его с внешним миром сведены до минимума. Умерла царевна Софья в 1704 году.

4. В каком здании жила Софья в «своем» монастыре.






Фрагмент плана монастыря - караульня вместе с Напрудной башней. Конечно, они были построены в одно время и всегда представляли собой единое сооружение. Композиция палат 1680-х годов - это одноэтажный объем на высоком подклете, частично заглубленном. План верхнего этажа представляет собой анфиладу из трех помещений, взаимосвязанных с Напрудной башней.




Для нее была определена стрелецкая караульня у Напрудной башни, полузаглубленное здание почти лишенное какой либо архитектурной отделки. Караульня, можно сказать, пристроена к крепостной стене. Сегодня в источниках эта караульня именуется еще и «Палатами царевны Софьи». Несколько неподходящее название, все-таки на Руси палатами называли более солидные и презентабельные дома. На территории монастыря подобные караульни построены вблизи всех угловых башен, но Напрудная наиболее простая из них, и действительно внешне близка к каземату. Сложно даже представить, какие мучения испытывала царская дочь, строитель десятка зданий в этом монастырском комплексе, вынужденная быть заживо погребенной в таких «палатах». В наши дни здесь размещаются музейные выставки и можно осмотреть интерьеры и увидеть хотя бы масштаб того, как тут жила царевна Софья.



Печь в средней палате, украшенная изразцами. Печь реконструирована советскими мастерами, большинство изразцов выполнены по аналогам


Сводчатые перекрытия, стянутые коваными связями. Лотковые и полулотковые своды верхнего этажа с распалубками. Оконные проемы довольно большие для здания XVII века, хотя может быть это уже более поздний вариант.




План верхнего этажа представляет собой анфиладу из трех помещений, взаимосвязанную с одним из уровней Напрудной башни.



Более детальный план верхнего этажа, но без башни. Зато показаны все дверные и оконные проемы, и даже печуры в стенах. Однако про печь в средней палате авторы чертежа наверное позабыли …


Интерьер третьей палаты с печью в толще стены и печурой


Печур здесь много, сегодня они используются для экспозиции. Первоначально, скорее всего, были своеобразными шкафами в толще стены.


Интерьер третьей палаты.

Это довольно просторное помещение, все детали которого - своды, оконные ниши, связи - рисуют картину типичных палат XVII века.

Все оформление выполнено для музейных целей, яркие красные стенды для экспонатов, верхняя подсветка витрин с уровня связей и современное покрытие полов. Сегодня в музее яркие и нарядные интерьеры, и можно сказать - праздничная обстановка. И конечно, находясь в наши дни в этом интерьере, очень сложно представить себе обстановку XVII века, с тяжелой мебелью и сундуками, с суровым бытом и круглосуточной охраной стрельцами.

Но увидеть я смог только помещения верхнего этажа, в которых размещается выставка,  посвященная вышитым иконам.


Напрудная башня и стена с окнами палат царевны Софьи. После чудовищных пыток стрельцов, Петр установил виселицы вот здесь, перед окнами верхнего этажа. Несчастные жертвы висели перед окнами Софьи всю зиму.


Вот из такого окна, наверное, царственная пленница смотрела из окна на пруд и на повешенных перед ее окнами стрельцов, участников последнего мятежа против царя Петра.




Попасть в помещения нижнего этажа сейчас невозможно. Я смог найти только весьма схематичные планы этажей, но ясно, что нижний этаж представляет собой очень суровое помещение.



План нижнего уровня (подклета)

P.S.  Народная память о царевне Софье …

Чуть ранее я уже рассказал о том, как многие годы, многие десятилетия и даже века, начиная от просвещенного XVIII века и до нашего,  уж сверх-просвященного, память о Софье и о времени ее правления упорно замалчивается. Исторические факты искажаются до наоборот. Откройте любую книгу по истории России, про царевну Софью там найдется в лучшем случае одна фраза. А уж картину, которую Илья Репин сочинил в 1879 году, с изображением пожилой бесноватой бабы, надо причислить к разряду политической карикатуры для журнала «Крокодил». Перестарался Илья, пошел на поводу у политиканов. Софья была в те годы молодой красивой женщиной чуть старше 30 лет и до наших дней дошли ее прижизненные портреты.

Но наша страна - особая страна. И в случае с памятью о царевне Софье история произошла уникальная. Напрудная башня, составляющая одно целое с «палатами царевны Софьи» - стала местом особого народного почитания несчастной пленницы царских кровей.

Напишите в поисковой строке два слова - Софьина башня - и по этому запросу вы найдете десятки сайтов, где рассказывается о просьбах людей к «Софьюшке». Она стала героиней, к ней обращаются с мольбой, с просьбами, у нее просят защиты. Стены Напрудной башни многие годы покрывались десятками надписей.



Недавно я приезжал посмотреть Новодевичий монастырь, еще раз погулять по его территории и полюбоваться архитектурой. Сейчас в монастыре идет огромная реставрация, большинство зданий затянуто сеткой, везде видны заборы, стоят строительные вагончики, везде видны рабочие разных национальностей. На стенах башни надписи закрашены. Но все понимают, что потом люди снова будут писать свои пожелания, опять и опять. Церковнослужители вообще в шоке, ведь Софья не причислена к лику святых, как же можно ей поклоняться? Реставраторы предлагают обсадить башню колючими розами, администраторы - огородить забором. Интересно будет узнать, чем же все это закончится.

Москва, Новодевичий монастырь.
Фотографии мои, сняты в 2012 году и в октябре 2021 года.
Все фото кликабельны, их можно посмотреть в большом размере.

Древнерусская архитектура, История, Новодевичий м-рь, Нарышкинское барокко, Музеи и выставки, История Москвы

Previous post Next post
Up