Во дворе дома губернатора на Тверской

Aug 19, 2020 18:31

Во дворе дома губернатора на Тверской
Из серии - «мои поиски и находки»

Недавно в нашем журнале «Архитектурный стиль» появилось статья о событиях сентября 1812 года c массой интересных рисунков и картин русских художников. Тема Отечественной войны 1812 года, побед и поражений русской армии, оставления и сожжения Москвы, всегда меня интересовала. Обычно у нас принято считать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» чуть ли не энциклопедией по истории России. Наверное, это идет от школьной программы, когда нам всем раз и навсегда вбили в головы, что Толстой самый лучший писатель. С годами, конечно, каждый из нас разобрался в этой иерархии, и сегодня у каждого есть свое мнение. Но все равно, школьный курс литературы остается в нас, где-то внутри...

Напомню даты - Лев Толстой писал роман в 1863 - 1870 годах, то есть он знает о событиях 1812 года только по чужим воспоминаниям полувековой давности. И нам требовать сегодня от графа фотографической точности - дело бесперспективное. Да надо сказать, что в романе конкретики очень немного. Толстой - романист, и его значительно больше волновало, что думала Наташа Ростова, ожидая приглашения на танец, или - что думал Пьер Безухов в плену у французов.

Но возвращаюсь к теме заинтересовавшей меня статьи. В ней есть картина, иллюстрация к роману, и на этой картине виден дом и двор, где происходили (или возможно, что происходили) данные события. Давайте рассмотрим эту картину более внимательно.


Граф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в Москве.
Акварель профессора А.Д. Кившенко

На картине художника Алексея Кившенко, созданной в 1880х годах, показан уголок Москвы второй половины XIX века. Слева солидное здание высотой не менее двух этажей (а может и больше). Первый этаж очень высокий и на него поднимается лестница, украшенная вазами. Несложно предположить, что в доме есть цокольный этаж. Дом окружен каменной стеной с распахнутыми деревянными воротами. Вот такая ограда и ворота могли быть только со стороны двора. По направлению утренних теней (10 часов утра!) ясно - дворовый фасад «солидного дома» ориентирован на восток или юго-восток.
За воротами некий проулок-переулок и далее деревянный забор следующего владения. На втором плане видны большие и как минимум двухэтажные дома. Вид Кремля с этой точки Москвы вполне реалистичный, ведь здание Московского военного генерал-губернатора стоит на высоком месте. Расстояние примерно 1,2 км тоже реально для того, что бы художник смог увидеть и нарисовать точную картину.



Фрагмент карты Москвы 1860 года

Здание Московского военного генерал-губернатора за время со второй половины XIX века и до наших дней претерпело огромное количество реконструкций, перестроек, надстроек и даже передвижку на новое место. История длинная:  дворец генерал-губернатора, потом Моссовет, а потом и мэрия. Поэтому искать на фасадах сегодняшней мэрии какие либо остатки старого губернаторского дома дело бессмысленное.



Дом московского военного генерал-губернатора на Тверской. Главный фасад. Чертеж из альбома Казакова

Единственное, что здесь может заинтересовать - высокий первый этаж. К сожалению, в альбомах Казакова показаны только главные, то есть - уличные фасады зданий. Очень редко присутствуют боковые фасады, дворовых фасадов нет никогда и нигде. Поэтому вид Губернаторского дома со двора многие годы был для нас тайной за семью печатями.

Но вот в 1880х годах художник А.Д. Кившенко, профессор Академии Художеств, решил создать цикл картин, своего рода иллюстрации к роману Толстого. И в этой серии работ есть иллюстрация события у Губернаторского дома.

Если коротко - Утром 13 сентября граф Ростопчин совершил бессмысленный и жестокий поступок. В 10 часов утра он вышел из дома к огромной толпе, собравшейся, чтобы узнать у самого главнокомандующего, на самом ли деле будет сдана Москва. Чтобы отвлечь её внимание и направить страсти собравшихся в другое русло, Ростопчин приказал привести арестованного купеческого сына Верещагина, которого он самолично обвинил в предательстве. Нашел козла отпущения... Он дал команду начать самосуд, а толпа довершила убийство.
Л.Н.Толстой, Война и мир. Том третий. Часть третья. Глава XXV.




Очевидно, демократическая общественность в пореформенный период была настроена резко отрицательно к таким приемам. И художник решил написать картину.
Но - прошло полвека, срок большой.
Л.Н.Толстому было проще, он написал: «13 сентября, 10 часов утра, Губернаторский дом». А вот художник должен был поместить данное событие в конкретное место Москвы. Таких мест, в принципе могло быть два (как минимум) - Здание Московского военного генерал-губернатора на Тверской и личный дом графа Ростопчина на Большой Лубянке.



И.О. Вивьен. Вид на дом военного генерал-губернатора в Москве. Середина XIX века

В альбомах Казакова есть чертежи разверток по Тверской улице. Конечно, дома на этих чертежах смотрятся не так наглядно, как на картине Вивьена, но зато это документальная съемка застройки того времени. И дом генерал-губернатора на развертке виден вместе с оградами, которые расположены справа и слева от дома. Если посмотреть внимательно на выделенный фрагмент панорамы, то несложно заметить сходство и самой ограды и "проулка-переулка" слева от нее - на то, как изображены ограда и "переулок" на самой картине А.Д. Кившенко.



Развертка Тверской улицы на участке от  Гостиницы Щевалье до Дома генерал-губернатора



Фрагмент развертки: Сходство ограды слева от Дома губернатора и проулка-переулка, куда устремилась толпа народа, изображенная художником А.Д. Кившенко на его картине - все очень и очень взаимосвязано ... !



Можно еще раз, но теперь уже не отвлекаясь на толпу народа, посмотреть именно на каменную ограду. Как говорится, сходство на лицо )))

Мне представляется сомнительным, что бы граф Ростопчин «работал на дому». Зачем, если в его распоряжении было огромное здание на Тверской, с помощниками, писарями, клерками и всей положенной по штату обслугой. Да и архитектура дома, показанная на картине художника Алексея Кившенко - это классицизм, перестроенный после великого московского пожара, но с сохранением основных принципов школы Матвея Казакова.

Итак, возвращаясь к картине художника А.Д. Кившенко, что мы имеем -
1. Большое и очень солидное здание, не менее двух этажей, с высокой лестницей входа на первый этаж.
2. Дворовый фасад, ориентированный в восточном или юго-восточном направлении.
3. С этого места хорошо виден Кремль.

Кроме этого художник во второй половине XIX века мог знать и более подробно историю сгоревшей Москвы.
Наполненная рассказами и сплетнями «старушка Москва» знала куда больше, чем написано в книгах. Устные предания передавались по наследству, и «томные прабабушки» в старых московских особняках любили порассказать о делах минувших лет. И конечно художник А.Д. Кившенко, профессор Академии Художеств, не стал бы писать картину просто так, не проверив всю подноготную.

Делаю выводы - на картине «Граф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в Москве» показан дворовый фасад дома Московского военного генерал-губернатора на Тверской улице.
И мы видим на картине художника А.Д. Кившенко может быть единственное дошедшее до нас изображение этого здания со стороны двора.

Архитектура, Живопись, Кремль, Чертежи, История Москвы

Previous post Next post
Up