УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСККИЕ ОСНОВЫ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТНОГО СЕМИНАРА «НИЖНИЙ-2222»
На кафедре архитектурного проектирования сложилась определенная традиция проведения студенческих конкурсов, конференций, проектных семинаров. Во-первых, курсовое проектирование на каждом этапе носит соревновательный характер. Вместе с этим студенты-архитекторы активно участвуют в международных и всероссийских конкурсах. Студенческие конкурсы предоставляют возможность для самовыражения, свободного творчества, проявления определенных волевых качеств. Это всегда поле для эксперимента, для общения; возможность сопоставить свой творческий потенциал и профессиональные навыки с достижениями сверстников. Наконец, любой конкурс - это ценная возможность «поиграть» в своей профессиональной сфере в кругу единомышленников.
12 декабря 2008 года в Доме архитектора прошла презентация работ студенческого проектного семинара «Нижний-2222». Семинар был организован кафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ и проходил с 22 ноября по 12 декабря 2008 года. Студенческий проектный семинар «Нижний-2222» занял особое место среди актуальных событий 2008 года. Его подготовка началась еще в середине лета с выбора основной концепции семинара. Вернее, изначально планировалось проведение студенческого конкурса, который не будет похож на ставший уже традиционным для отечественной практики конкурс клаузур - блиц-решений на определенную тему (жилой дом, музей, школа и т.п.), выполняемых за фиксированное время в ручной графике. Кстати, по этой схеме осенью 2008 года уже состоялся конкурс архитектурных клаузур «Точка опоры. Точка входа-выхода. Точка схода», организованный кафедрой архитектурного проектирования по инициативе студентов.
В рамках конкурса «Нижний-2222» планировалось предоставить участникам большую творческую свободу - свободу, связанную с большей ответственностью. Участники должны были самостоятельно ставить задачи и пытаться найти приемлемые архитектурные решения. Именно поэтому возникла идея проектного семинара, участники которого - студенты - объединялись в группы под руководством кураторов из числа молодых преподавателей ИАГ ННГАСУ, аспирантов и недавних выпускников: модератор Дуцев М.В., Амиров А. (аспирант кафедры социологии ННГУ), Бородин В.Р., Гребенников А.В., Громов С.Ю., Зубарев С.С., Иванов Д.И., Качемцев Г.А., Лебедева А.В., Мичурин С.А., Полеткина О.В., Шорохов С.В., Шумилкин А.С., Щема Н.В., Худин А.А.
Формат проектного семинара позволил организовать свободный обмен мнениями, развить умение работать в группе и убедительно представлять свою идею; получить дополнительную информацию из проведенных лекций. Социальный аспект проблемы профессионально и разносторонне разобрал Андрей Амиров в докладе «Событие в современном мире». В первые дни семинара преподавателями кафедры архитектурного проектирования были сделаны тематические сообщения: «Архитектурные утопии» (Качемцев Г.А.); «Отношение в архитектуре» (Зубарев С.С.); «Современная европейская архитектура на примере застройки Барселоны» (Гребенников А.В.).
Представляется важным выявить базовые концептуальные аспекты проведения проектного семинара (конкурса):
- мера включенности мероприятия в учебный процесс - возможность сделать шаг за рамки учебной программы;
- пространство конкурса (открытое или закрытое, новое или знакомое; однородное или дискретное), его география;
- время конкурса - длительность, определяющая сценарий и стадийность мероприятия;
- наличие степеней свободы, дающих возможность для эксперимента в поисках нового.
Все команды работали в рамках общего направления - «Нижний-2222». Каждая команда должна была предложить социально значимое событие 2222 года в Нижнем Новгороде и спроектировать его архитектурное оформление. В рамках семинара архитектура неслучайно соотносилась с событием. В мировой практике крупные события (олимпиады, съезды, международные выставки Экспо) часто выступают катализатором архитектурно-строительной активности, являются импульсом для дальнейшего роста и развития городов.
Целью конкурса стало выявление архитектурно-градостроительного потенциала прогнозируемого события, знакового для Нижнего Новгорода.
Перед участниками были поставлены следующие задачи конкурса:
- предложить социально значимое событие, которое будет обладать выраженной градоформирующей ролью, социально-культурной и (или) экономической значимостью;
- разработать эскизное предложение по архитектурному решению комплекса сооружений, необходимых для проведения предложенного события;
- дать прогноз относительно перспектив развития жизни города, связанных с проведением предложенного события.
Понятие «событие» активно осваивается архитектурной философией - архитектура сама нередко становится событием, определяя вектор культурной, экономической и социальной активности:
-событие и человек - социальная активность разных групп населения;
-событие и город - импульс урбанистического развития;
-событие и событие - цикличность событий, возникновение традиций.
Такой «событийный» подход вполне оправдан и с учебно-методической точки зрения. Участники семинара (студенты и кураторы) получили возможность тренинга своего прогностического мышления по следующим направлениям:
- системный подход, сочетающий умение мыслить аналитически и синтетически, выдвигать гипотезы;
- понимание социальной роли архитектора и архитектуры в целом;
- понимание градоформирующей роли события.
Проектный семинар объединил около 50 студентов-участников 1-6 курсов, включая магистрантов, направления подготовки и специальности «Архитектура», а также 15 кураторов. Участникам было предложено продемонстрировать свои проектные решения в виде медиа-презентации - фильма или слайд-шоу. Такое способ подачи позволил объединить ручную графику, виртуальное моделирование, визуализации и игровые видеофрагменты, макетирование, а также текстовое, речевое и музыкальное сопровождение.
Оценивая степень достижения поставленной цели и решения задач семинара, можно отметить следующее. Вероятно, для «реального» конкурса, подразумевающего дальнейшее практическое использование проекта-победителя, необходимо полное соответствие решений поставленным проектным задачам. Думается, что в случае концептуального, прогностического, семинара возможна более свободная трактовка задания и условий конкурса. В этом плане участники справились, продемонстрировав цельные решения с яркой авторской индивидуальностью.
Каждая команда по-своему интерпретировала конкурсное задание: саморазвивающаяся структура «Город, которого нет», шуточная телепередача «Самострой», метаболистическая утопия «Дом-семечко», антиутопия «Метеорит», урбанистический проект «Парящие небоскребы», архитектурно-социальная программа «Город счастья», призыв к живому общению «O"life"ko», воздушные автогонки «ГАЗ», новогодний фильм «Старое-новое в архитектуре». При этом в большинстве решений преобладала ирония, что сообщило более игровой характер мероприятию. Архитектурный аспект ушел на второй план, уступив место концептуальным сценариям будущего - градостроительным и социальным утопиям.
По итогам презентаций работало квалифицированное жюри: председатель жюри - главный архитектор Нижегородской области Рыбин О.В., председатель правления Нижегородской организации Союза архитекторов РФ Попов С.Г., заведующая кафедрой архитектурного проектирования ННГАСУ, член-корреспондент РААСН, профессор Гельфонд А.Л., член-корреспондент РААСН, профессор Худин А.А., член-корреспондент РААСН Пестов Е.Н., советник РААСН Дехтяр А.Б., советник РААСН Быков В.Ф. Жюри отметило высокий уровень режиссуры, бесспорный творческий потенциал студентов и чувство юмора. Вероятно, событие в Доме архитектора можно назвать «архитектурным капустником» на серьезную тему.
Победителем конкурса была объявлена команда «Как» - кураторы: Зубарев Станислав, Полеткина Ольга, Мичурин Сергей; студенты: Савельев Антон, Николаев Ростислав, Теплова Алена, Лиманова Дина, Моисеева Ольга, Гройсман Анна, Лисина Ольга. Они презентовали фильм «Город счастья», отсылающий зрителя к идее духовного обновления общества через архитектуру.
Проектный семинар «Нижний-2222» стал полезным и запоминающимся событием в творческой жизни ННГАСУ и нижегородского архитектурного сообщества в целом.
© М. В. Дуцев, 2009
Статья опубликована:
Дуцев М.В. «Нижний-2222» - концепция и событие / М.В. Дуцев / Материалы студенческого проектного семинара «Нижний-2222» 22 ноября - 12 декабря 2008. - Н. Новгород. - 2009. С. 3 - 16.
... а также в портале "АРХИЛЮДИ"