КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЕЖУТКА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Jan 10, 2013 22:53


КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЕЖУТКА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Ключевые слова: концепция промежутка, универсальные пространства, многомерность восприятия, архитектурная среда.

Key words: The interval concept, universal spaces, multidimensionality of perception, the architectural environment.

__________________________________________________________________________________

В статье подробно анализируется развитие концепции пустоты и промежутка в современной архитектурной теории и практике. Выявлены основные подходы к трактовке понятия «промежутка» в архитектуре: градостроительные, функциональные, структурные, образно-символические и концептуальные. В статье рассматриваются конкретные примеры и авторские концепции мастеров современной архитектуры. Статья сопровождается авторскими фотографиями архитектурных объектов.

In article is in detail analyzed development of the concept of emptiness and an interval in the modern architectural theory and practice. The basic approaches to treatment of concept of "interval" in architecture are revealed: town-planning, functional, structural, figurative-symbolical and conceptual. The concrete examples and author's concepts of masters of modern architecture are considered in article. Article is accompanied by author's photos of architectural objects.

__________________________________________________________________________________

Тема промежутка, паузы, пустоты занимает особое место в архитектурной теории и практике. С древних времен архитектор стремился к гармонии в архитектонических построениях: нахождению «золотой» пропорции между площадями, курдонерами и плотной застройкой улиц, кварталов в структуре города; массой материала и открытым пространством в архитектурном ансамбле; «чистой» плоскостью стены и декором в архитектурном произведении. Нередко «молчание» архитектуры несет глубокий смысловой и эмоциональный посыл. Еще архитектор и теоретик архитектуры А. К. Буров отмечал: «Бывает, что в стихах, в театре, музыке или жизни пауза оказывается более значительнее, чем сказанное или сыгранное, самое трудное не деталь - а пустота, то, что между, - цезура»

В своих трактатах об архитектуре А. Палладио приводил четкие рекомендации относительно меры и уместности декорирования разных поверхностей. Классическая ордерная система на всем пути своего развития учила «держать паузу». Паузы в виде чистых, протяженных объемов можно обнаружить в архитектуре конструктивизма, рационализма, модернизма. Скульптурность произведений и лаконизм их аранжировки в творчестве архитектора Ле Корбюзье рождают аналогию с музыкальным сочинением. Его последователи (Р. Мейер, Р. Нейтра) также организуют структуру здания по жесткой решетке, в которой пауза (сплошная плоскость стены без оконных проемов) - самостоятельный прием выразительности. Характерная музыкальность архитектуры К. Портзампарка строится на чередовании «основных тем», акцентов и пауз. Постмодернизм превратил промежуток в один из элементов интеллектуальной игры. В современной ситуации тотального «архитектурного  плюрализма» (А. В. Иконников) понятия промежутка и пустоты преломляются в разнообразных гранях авторских подходов к проектированию. Подчас лаконизм в использовании средств выразительности становится программным подходом. Примером тому может служить актуальное направление в пластической культуре - архитектурный «минимализм», голландская архитектура, которую некоторые критики называют «архитектурой молчания». Современное зодчество обращается к теме промежутка в разных смысловых плоскостях: от физической пустоты в структуре архитектурного объекта или целого комплекса и предельного минимализма архитектурного облика произведения - до многослойного семантического текста.

Античный храм являлся воплощением тектоники, представляя при этом сгармонизированное взаимодействие материала и пространства «пустоты» - колонн и интерколлумниев. Архитектура издавна мыслится как выделение специализированного пространства для определенной цели (функции) - проведение границы в неосвоенной свободной «пустоте», характеризующейся определенным отношением к «внутреннему» и «внешнему» пространству. Можно классифицировать границы формы, используемые в современно архитектурной практике [1]:

- знаковая (символическая) - символизм формообразования архитектора К. Мельникова;

- динамическая (пульсирующая) -  «серое Рикю» архитектора К. Курокавы;

- дематериализованная (эфемерная) - мистификации архитектора Ж. Нувеля;

- интегрированная (синтезированная) - градоподобность комплексов архитектора К. Портзампарка.

Вполне традиционно пустота мыслится как пространство, окружающее архитектурный объект, что учитывается при градостроительной организации территорий. Грамотно организованные площади, зеленые скверы и парки, паузы в застройке улицы становятся частью архитектурных ансамблей. В современной практике проектирования и строительства окружение здания помимо необходимой  инфраструктуры содержит выразительное образное и смысловое наполнение: элементы благоустройства, озеленение, ленд-арт (рис. 3). Ярким примером живописной организации образовательного центра служит комплекс университетских зданий и общежитий в новом районе Орестадт в Копенгагене, где свободное перетекающее пространство наполнено мотивами живой природы: зелеными «полями» зон тихого отдыха, искусственной «речкой», молодыми посадками деревьев (рис. 1). При этом благоустройство, буквально, проходит сквозь архитектурные объекты, образуя «разрывы» в их композиционной структуре. Необходимо отметить, что здания-арки являются распространенным архитектурным приемом, интерпретирующим тему промежутка, истоком которого были Триумфальные арки древности. «Арки» возникают не только как вынужденный, но и как осознанный композиционный и символический ход, связывающий крупные градостроительные образования в единое целое, продлевая и формируя визуальные оси (Большая арка в районе Тет-Дефанс в Париже, арх. О. Спрекельсен (рис. 8); жилой дом «Мирадор» в Мадриде, архитекторы бюро MVRDV) (рис. 5).

Градостроительная ситуация нередко диктует объекту роль паузы, особенно, когда здание возникает в ценном историческом окружении. В творчестве Ж. Нувеля этот вынужденный, для многих архитекторов, прием стал знаком авторского стиля. Наиболее известные объекты: здание фонда Картье в Париже, музей королевы Софии в Мадриде - являются «мифологизированными» паузами в исторической застройке центра города. В архитектуре Ж. Нувеля прослеживается явная взаимосвязь с философией активного пространства и точки-события А. Бергсона и А. Пуанкаре. «Я создаю не пространство, но закованное время в особо чувствительной коже», - писал Ж. Нувель, чье творчество неразрывно связано с авторским пониманием «дематериализации», т.е. лишения формы привычной материальности. Архитектура превращается в иллюзию, наполненную авторскими смысловыми и визуальными кодами. В музее ранних цивилизаций Бранли в Париже автор создает вдоль набережной не «фронт застройки», а «волшебный лес», просвечивающий и преломляющийся сквозь стеклянную поверхность со странными иероглифическими письменами (рис. 2). Мастер работает с «ничем», раскрывая силу вещей, которых не существует. Ж. Нувель заключает, что «невидимая архитектура могла бы оказаться самой зрелищной». Так рождается авторская поэтика чуда - «где нет тайны, нет искусства». Подобные мистификации можно обнаружить в наиболее известном произведении архитектора П. Эйзенмана Векснер-центре в Колумбусе, где стилизованные «трубы» являются отчасти историей места, а отчасти авторским вымыслом - архитектурной «легендой».

Функциональный аспект свободных пространств связан с потребностью их заполнения, приобретая значение универсальности и публичности. Неслучайно Хрустальный дворец У. Пэкстона в свое время называли «остекленным вакуумом». Эту точную метафору можно использовать для обозначения целого направления, распространенного в архитектурной трактовке пустоты. Современная архитектура пронизана «вакуумом» коммуникационных общественных пространств: атриумов, галерей, открытых лестниц и пандусов, - «затягивающих» окружение внутрь объекта. В своем предельном выражении этот «вакуум» становится главным в объемно-простространственной структуре здания (фантастичный атриум в музее Гуггенхейма в Бильбао архитектора Ф.О. Гери или максимально лаконичный остекленный атриум-куб библиотеки в Мальме). Эффект соучастия возрастает, когда открытость не иллюзия, а правда (грандиозный колористически насыщенный открытый внутренний двор стал центральным ядром общежития для студентов Уолдон-7 в Барселоне архитектора Р. Боффила).

Современные архитекторы часто использует «пустоты» и «промежутки» в материальной оболочке своих произведений для наиболее полного раскрытия структуры архитектурного объекта. В Форуме в Барселоне архитекторов Я. Херцога и П. Де Мерона массивный нависающий объем здания пронизан световыми колодцами винтообразной формы, которые вскрывают взаимодействие Архитектуры и Пространства - «Неба» (рис. 4). В этом примере квадратные отверстия несут смысловые посылы «укрощенной стихии» - фрагменты неба приобретают регулярный абрис и преломляются в теле здания, многократно отражаясь в зеркальных поверхностях. Архитектурная граница «пустоты» претерпевает всевозможные трансформации - в здании концертного зала в Порту архитектора Р. Кулхаса она представляет собой гипертрофированную по масштабу оболочку - гигантский «пакет». Впечатление цельности полностью сохраняется как снаружи, так и внутри - это единое пространство, по которому можно путешествовать, находить новые места притяжения (кафе, бары, сувенирные лавки), ракурсы восприятия, неожиданные эффекты (например, волнообразная стеклянная стена, иллюзорно «открывающая» зал в фойе). Внутри здания, как будто, не существует преград для звука - весь зал звучит!

В современной архитектуре сформировалась определенная «эстетика пустоты», предполагающая очищенность от декора, переключение внимания на смысловые коды, заложенные автором. Лаконизм, «стерильность» решений, их эфемерность мыслится как символический прием. Понятие «многозначной пустоты» стало основным концептуальным мотивом музея Еврейского мира в Берлине архитектора Д. Либескинда. Интерьер музея решается как пустое пространство - драматично, даже трагично. Пустота - суть экспозиции, посвященной жертвам холокоста. Набор характерных для Либескинда деконструктивистских приемов ломает пустое пространство в виде зигзага, формируя сложную драматургию восприятия внутри и здание-символ - снаружи.

Осмысление понятий пустоты, паузы, промежутка - одно из программных устремлений «минимализма» как стилистического направления. Для архитектора А. Сиза это стало важным лейтмотивом авторского стиля и проявляется в постройках мастера. Архитектура жилой группы на станции Лапа в Порту решается приемом рядовой блокированной застройки, образуя единый кластер (рис. 7). Дворы-«пустоты» приобретают необходимую социальную функцию рекреации и коммуникации - садика перед домом. Еще большее значение имеет трактовка «пустот» в самой структурной организации объекта: открытые галереи, неожиданные пространственные раскрытия позволяют сместить акцент в восприятии здания с «вещества» архитектуры на свойства пространства. Человек, начиная движение вокруг и внутри объекта, невольно погружается в мир пространственных метаморфоз.

Пустота, тишина, покой - это, в большей степени, категории человеческого восприятия, нежели физические явления. «Наряду с отоплением в каждом доме существует система отсутствия», - писал Иосиф Бродский в 1992 г. Показательно, что в зрении человека есть «промежутки» - места на сетчатке, на которые не поступает непосредственного оптического импульса. При этом «сетчатый образ» генерируется мозгом по аналогии с окружающими информационными точками, а также, что особенно важно, следуя всему визуальному опыту памяти человека [2]. Таким образом, в формировании зрительного ощущения участвуют «объекты-гипотезы» (теория Р. Л. Грегори), которые могут изменяться по ходу жизни человека. Приведенные факты демонстрируют индивидуальность восприятия человека, особенно тех объектов и явлений, которые не «проявлены» в полной мере. Эту особенность активно используют архитекторы, художники, композиторы, оставляя смысловые паузы в произведениях.

Понятия «пустоты», «покоя», «чистоты» на уровне человеческого восприятия тесно связаны с представлением о недосказанном, еще неизведанном и непознанном, ассоциируются с «абсолютным идеалом». Эти взгляды нашли наиболее полное воплощение в авторской теории художника и мыслителя К. Малевича, который в своих исследованиях связывал свойство пустоты с понятием духовного идеала - «Великого ничто». К. Малевич трактовал супрематизм не только в качестве новой формообразующей системы, но и как беспредметную теорию познания, направленную на поиск первоистоков (праэлемента) в живописи и  в других пластических системах. Неслучайно уже на ранней стадии развития супрематизма автор вводит в произведение знак бесконечного пространства - «чистый» белый фон, в котором разлетаются геометрические фигур.

Движение архитектора в своем творчестве к духовному совершенству он выразил в парадоксальной, на первый взгляд, формуле: «архитектура как степень наивысшего освобождения от веса», где под «весом» подразумеваются рутинные аспекты профессии, противостоящие мечте архитектора-творца. В вопросе осознания первооснов творчества К. Малевич рассуждает о его парадоксальной природе. Он пишет о «мировой интуитивной цели» общежития, которая рождает цепь последовательных явлений: «возбуждение» - творчество - «покой». При этом Возбуждение охватывает как Дух, так и Материю, побуждая к творчеству, а Покой - это недостижимый абсолют, совершенство, в котором творчество уже невозможно. Художник стремился найти ключ к творчеству - «Творчество по силе, равное творчеству природы. Такое же живое, гармоничное, вечное. Картины и произведения должны прорастать, расти…» [3] по принципу соединения бессознательного и интуитивного.

В русле концептуальных архитектурных поисков пустота структурируется, становясь источником «самоорганизации» формы и содержания произведения. В живописи понимание и воспроизведение структурной организации промежутка активно развивалось в кубизме и футуризме. В рамках этих течений пространство мыслилось как материальное, наполненное силовыми линиями взаимодействия тел (теория «лучизма» М. Ларионова). Эти концептуальные и пластические посылы были подхвачены и развиты художественным авангардом в начале ХХ века. В современной архитектуре отчетливо прослеживается вектор развития этих теорий, которые дополняются метафорами информационного мира, бионическими мотивами, авторскими знаками. В произведениях архитекторов З. Хадид, Р. Кулхаса, в последних работах П. Эйзенмана усложненные структуры воспроизводят стремительные потоки информации, темп, ритм и скорость - очевидные характеристики современной жизни.

Поиски архитектурного воплощения структуры пространства и времени получили развитие в творчестве многих архитекторов-новаторов. Теория «пустот-активаторов» архитектора Б. Чуми напрямую перекликается с теорией «точка-событие» философа А. Пуанкаре. Б. Чуми целенаправленно внедряет «пустоты» в архитектурный (градостроительный) контекст как «социальные активаторы», притягивающие людей, а также побуждающие к «самоорганизации» пространственных структур. В парижском парке Ля Виллет роль таких функциональных «дыр» играют фолли - шуточные красные объекты с разнообразными семантическими значениями. Жесткая ортогональная сетка, состоящая из этих «бессмысленных» скульптур, организует пространство парка (рис. 6).

Рассматривая понятие «активной пустоты» в качестве своеобразного «вируса», можно говорить об архитектурных объектах, «зараженных» пустотой, что подразумевает возможные изменения их функциональной и пространственной структуры (постепенное заполнение всевозможными бутиками, кафе пустующего универсального пространства торговых центров; повсеместное внедрение «пустого» зала, «черного ящика», для кураторских экспериментов в современных музеях и выставочных комплексах). Можно сделать вывод, что понятие «пустота» в сознании человека рождает целый ряд ассоциаций: бесконечность; скрытая структурность; способность порождать новое; парадоксальность (пространство и его отсутствие одновременно); неизвестность, тайна; многозначность (открытость для разных «гипотез»); нейтральность восприятия («фон»).

Обобщая современный отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства, а также значимые концептуальные посылы, можно выделить ряд подходов трактовки понятий «пустоты» и «промежутка» в архитектурном творчестве.
  1. Градостроительный контекст понимания пустоты и паузы в формировании выразительной и целостной архитектурной среды.
  2. Функциональный аспект использования «пустых» универсальных пространств как «остекленного вакуума».
  3. Структурный ракурс восприятия «пустот» в материальной оболочке архитектурного объекта.
  4. Знаково-символический подход к освоению свойств пустоты и промежутка, расширяющих многомерность восприятия художественного образа произведения.
  5. Стилеобразующий художественный вектор в формировании авторской «эстетика пустоты».
  6. Синергетический метод «активной пустоты» в самоорганизации архитектурной формы.
  7. Концептуальный взгляд на осмысление понятий «пустоты», «чистоты», «покоя» в русле стремления к пластическому и духовному идеалу архитектуры.








© М.В. Дуцев, текст и фото, 2010

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дуцев, М. В. Композиционные границы Центра искусств / М. В. Дуцев // Архитектура. Геоэкология. Экономика : сб. тр. аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2004. С. 22-26.

2. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Л.

Грегори; Под ред. А. Р. Лурия, В. П. Зинченко; Пер. с англ. Е. Д. Холмской. - М.: Прогресс, 1970. - 270 с.

3. Малевич, К. С. Черный квадрат / К. С. Малевич. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 576 с. + вклейка (64 с.).

Статья опубликована:

Дуцев М.В. Концепция промежутка в современной архитектуре / М.В. Дуцев // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2010. № 1. С. 122-127.    

город, общественное пространство, коммуникативность, архитектурная концепция, архитектурная среда, многомерность восприятия, универсальные пространства, концепция промежутка, художественная интеграция, пространство современного города, мастера архитектуры

Previous post Next post
Up