Ну вот спустя 3 недели наконец заставил себя сесть и написать про самое "сладенькое" ))
DRL (Design Research Lab) - это наверное самая известная и самая дорогая магистерская программа по архитектуре в мире. В отличие от большинства других британских программ здесь учатся не один год, а полтора, что делает это все мероприятие еще дороже и еще пафосней :)
А еще DRL известен тем, что здесь преподает Patrik Schumacher (правая конечность Захи 'gobacktoIraq' Хадид), и соответсвенно выпускники этой программы почти стопроцентным составом идут опять же к Захе Ивановне. Вообще ходят слухи, что весь этот курс был пролоббирован Шумахером, дабы воспитать себе достойные кадры. Поводом для таких слухов послужило то, что Аrchitectural Asociation, которая хостит DRL, работает в лучших традициях коммунизма - по пятилеткам! Так вот основным планом на текущую пятилетку, которая заканчивается в следующем году, является так называемый "параметрический урбанизм", то есть это именно та самая параметрическая красота (тут многие со мной спорят), которой славится сейчас связка Хадид-Шумахер.
В этом году DRL делали проект развития территории в Шанхае для EXPO-2010. Доблестные дрловцы лабают свои проекты в группах по 3 человека и в конце курса представляют на суд жюри все, что они сделали за эти полтора года. Состав жюри (государственной аттестационной комиссии) честно говоря меня впечатлил: Шумахер, Бен ван Беркель, Франсуа Рош, Карл Чу (все его знали, кроме меня) и еще парочка неизвестных мне америкосов. В результате обсуждения проектов получались даже более интересными, чем сама презентация, а уж поверьте мне презентуют они свои проекты ого-го как круто! Проект вывешивается на стену, на стол вываливается куча макетов, иллюстрирующих разработку идеи, а сама презентация делается во флеше и показывается с проектора. Вся защита и обсуждение централизованно снимается на камеру для дальнейшего анализа.
А теперь о том, что мне понравилось и что не понравилось. В первую очередь впечатляет уровень владения всевозможным софтом, при котором вопрос о моделировании той или иной формы вообще не стоит. Я просто тащусь от того как они делают все эти параметрические превращения маленьких дырочек в большие дырищи и наоборот. Одни чуваки например сделали на компе физическую модель участка и приложили к нему внешние силы в местах вливания основных транспортных потоков. В результате на участке начали образовыватся какие-то турбулентности и вихревые потоки в соответствие с приложенными силами. Эта схема была в последствии использована ими для размещения основных построек на участке. Почти половина каждой презентации отводилось на объяснение как и из чего получается та или иная красивая соплятина и какая техника была для этого использована.
Понравились макеты - это просто сказка! Такие клевые инопланетные штуковины у них получаются :) Очень смешно было когда кто-то из членов жюри отметил, что у одной группы студентов большинство макетов было не полностью сделано на 3d принтере, а вырезано послойно на плоттере и затем склеено вручную. Такое своего рода поощрение за усердие, как у нас в свое время было - смотрите, мол Петров-то руками все вычертил какой молодец! ))) Но в целом жюри было просто офигительное! Очень тонкие и полезные замечания делали (про тот макет - исключение), да и вообще дискуссия была, как я уже отмечал, очень интересная.
Но есть вещи, которые мне не понравились. Во-первых, это своего рода фетишизм формы. То, что меня так впечатлило, на самом деле оказалось палкой о двух концах. Все, о чем говорили доблесные дрловцы в своей презентации, - это только о том, как они работали с формой. Шанхай в данном случае мог быть с легкостью заменен на любой другой город и ничего бы в проекте по большому счету не поменялось. Те чуваки, о которых я рассказывал, просто поменяли бы точки приложения сил и получили бы почти тоже самое, только скажем уже для Москвы.
Во-вторых, когда дело касалось предпосылок для своего градостроительного решения, то практически все основой для своих проектов брали существующие станции метро по периметру территории, как источник для "поставки" людей на участок, и привязывались к основным магистралям. И это все, что связывало любой проект с участком!!! Но ведь город, это не только станции метро и дороги! Никакие культурные или исторические аспекты, связанные с Шанхаем не учитывались совсем, несмотря на то, что они всей группой ездили туда на field-trip. Мой препод в Бартлетте однажды выдал прикольную мысль, что каждый человек несет в себе свою собственную карту города. Кто-то например ориентируется по Макдональдсам, кто-то по местам, где можно "отлить" после очередного паба и т.д. По архитектуре ориентируются только архитекторы. Так вот никакого "социального" анализа в проекта DRL не было вообще - все делали какой-то утопический город неизвестно для кого на территории подоснове Шанхая.
Более того, многие работы представляли из себя не столько градостроительное решение, сколько один сплошной мега-билдинг, за что кстати неоднократно были биты членами жюри. Меня удивило, что весь этот параметрический "урбанизм" ограничивался лишь производодством сложной и красивой формы домов. Я честно говоря ожидал увидеть застройку, которую можно будет безболезненно корректировать в процессе последующего развития территории. Однако почти все проекты были настолько "законченными", что ни о каком дальнейшем развитии территории и речи быть не могло. Часто возникало впечатление, что и людей-то туда запускать не стоит, чтобы не испортить всю эту красоту =)
В общем все было конечно круто, но не на столько круто, как я ожидал. И тут напрашивается прямое сравнение с Бартлеттом, так как я сейчас для себя более или менее определил принципиальные различия между этими двумя школами. В АА учат по принципу "мастер и подмастерья", то есть студенты перенимают знания и навыки у своих "мастеров" (в данном случае преподов). В Бартлетте же стоят на том, что не нужно навязывать студенту свой стиль, так как студент должен сам искать свое "я" и свои собственные средства выразительности. Звучит вроде бы более чем разумно, особенно с учетом того что все проекты DRL ужасно похожи друг на друга... Но на деле получается несколько другая картина. Выпускники DRL практически все обладают офигительными навыками в плане работы с "инструментами". Этому способствует в первую очередь то, что в АА для студентов проводятся специальные курсы и семинары по работе с различными программами. Кстати ведут эти курсы специалисты из офиса Захи Хадид. В Бартлетте же студентами не дают практически ничего! Это студент должен давать свои идеи школе, а не наоборот. В итоге получается не образование, а какое-то самообразование за 15000 фунтов в год!!!
И пусть в проектах DRL действительно нету какого-то сильного narrative, зато они могут не просто болтовней заниматься (как я сейчас)), а делать реально классные вещи! И по крайней мере на данном этапе сравнение Бартлетта и DRL у меня получается далеко не в пользу Бартлетта.
И последнее... На этой презентации я четко осознал, что любимый мной Франсуа Рош находится где-то посередине между Бартлеттом и АА. В его проектах сочетается как дрловская работа с формой, так и Бартлеттовский "поэтический" bullshit. Бен ван Беркель впрочем тоже наверное где-то посередине сидит, но чуть ближе к DRL :)
вообще нет букв, зато очень много фоток