Четвертая строчка гугл-поиска привела меня на сайт похоронного кремационного бюро "Ryan" в городе Салина, штат Канзас.
Из этого короткого объявления мало что можно узнать о человеке, которого многие из нас знали под уважительным прозвищем "Григорий Иванович".
Три года назад, когда я
писал о нем следующие строки, он был еще жив: "..Наш тогдашний "духовный предводитель" и "полевой командир", Григорий Ивановович - русским владел вполне сносно, особенно на матерно-философском уровне. Грэга Фреде---га, под псевдонимом "Григорий Иваныч" - полсевера Сахалинского знало. А мужики Ноглинские его дюже уважали просто даже за то, что никому из них его перепить не удавалось. Вот так, да. Водка рекой, все уже в кашу, а этот америкос, йебиегомать, аккуратно укладывая дюжего завгара с сорокалетним стажем блевать под кустик палисадника Дома Культуры, мало того что не шатается, так еще и по русски начинает объясняться все более внятно. Он им в этом состоянии обычно начинал цитировать Воннегута. Большой был поклонник. Достоевского он, кстати, тоже читал. Вне школьной программы."
Мы познакомились с Грегом шестнадцать лет назад, в июне 2001го. Поезд доставил меня, тогда еще совсем зеленого 24хлетнего пацана, в ПГТ Ноглики на мою первую полевую вахту в качестве "Специалиста по Разливам Нефти 3й категории". На вокзале меня подобрал автобус и привез в старый Базовый Кэмп на 627м километре. В маленьком угловом офисе сидел худощавый мужчина, в потертом кархарте и резиновых сапогах, больше похожий на хиппи, чем на полевого менеджера. Он одобрительно посмотрел на мой хайр и спросил:
- Водку пьешь?
- Пью.
- Сработаемся.
С ним, и еще несколькими коллегами мы жили в пятикомнатной арендованной квартире в центре Ноглик, в доме что позади известного продуктового магазина "Олимпик" на улице Советской. Возвращаясь с работы после 11 часового рабочего дня мы заходили в этот шикарный лабаз, и покупали по две бутылки пива каждый. Американцы обычно Баварию, я - Жигули, или Балтику. Грег в дополнение к этому всегда брал поллитру водки. В квартире он первым сбрасывал ботинки, и не снимая верхней одежды шел прямиком на кухню. Там доставал рюмки, разливал водку и зычно кричал: "Safety Briefing!". Мы стоя выпивали и разбредались по комнатам, переодеваться. Поужинав тем, что готовила нам приходящая добработница, мы усаживались в гостинной и вели долгие вечерние беседы, заодно приговаривая весь вечерний запас алкоголя. Две банки пива и поллитра на троих. Каждый вечер.
К сожалению, я нигде не могу найти старую фотографию Грега. Но запомнившийся мне образ идеально ложится на персонаж МакКонахью из "Настоящего Детектива".
Тот же засаленный хайр, те же усы на худощавом вытянутом лице, старые поношенные рубашки - стиль Аляскинских разгильдяев конца девяностых. И тот же критический, острый ум, что и у Расти Коула.
Он был начитанным, образованным человеком, большим поклонником Курта Воннегута и абсолютно аполитичным человеком, который презирал сытое американское общество. Возвращаясь на Аляску он жил в трейлере. Мне до сих пор сложно представить как можно пережить северную зиму в фургоне.
Наше общение с Грегом этими длинными пьяными вечерами было очень многогранным, и в то же время абсолютно плавным, как разговор старых друзей о вечных проблемах. Мы говорили что называется "на одном языке". Хотя конечно я многое почерпнул из его житейской мудрости и пофигизма.
В последний раз я встретил его на Дзержинского, недалеко от СахИнЦентра. Не вспомню уже точно, был ли это 2008й или 2010й. Он сказал что у него умер отец. И конечно добавил цитату из Воннегута: "Такие дела."
За последние несколько лет я тщетно пытался выйти с ним на связь, но несмотря на то что скайп горел то зеленым, то желтым, на сообщения ответа не было. Разбирая почту на прошлой неделе, я нашел электронный адрес нашего третьего собутыльника - ветерана вьетнамской войны Дона Дариса. Написал. Вчера Дон наконец ответил, и сообщил, что Грег умер..
Впрочем, еще одно упоминание о Грише я все же нашел - в книге регистрации "невольных посетителей" окружной тюрьмы города Салина за 30е сентября 2015 года. Не могу сказать что я узнал его - седая борода, короткая стрижка, к тому же обычно он носил очки, которые тут видимо попросили снять. Разве что в профиль немного похож.
Впрочем, его полное имя, как собственно и причина привОда не позволюят мне усомниться в том, что человек на фотографии - и есть наш добрый друг Григорий Иванович, всего за полгода до смерти. Что ж, думаю он весело встретил старушку Салли.
Rest in Peace, дорогой друг, Григорий Иванович. Спасибо тебе за то, что ты был.
Такие дела.