Не счесть в скольких разговорах, спорах, или просто общении с однопланетянами мне приходилось отмечать, что многие из их заблуждений, комплексов или страхов базируются на неприятии смерти - этого, казалось бы непреложного, и совершенно доказанного факта.
Большинство людей, относящих себя к прогрессивному человечеству просто не хотят верить в данный факт, вечно откладывая размышления о нем "на потом", при этом повседневно испытывая страх потери родных и даже собственной жизни. Не буду касаться религиозных людей, у них своё видение этого вопроса, впрочем, зачастую ничуть не облегчаемое их верой, а даже наоборот - усугубленное страхом того, что после смерти им придется еще вечность гореть в геене огненной.
Но стоит лишь ненавязчиво спросить человека, не считает ли он, что большинство его страхов базируются именно на непринятии смерти, как тот в благоговейном ужасе отказывается даже говорить, не то чтобы размышлять на эту тему.
Посему, в этот погожий денек нового календарного года, я все же хотел бы привести здесь несколько (не скрою, спорных) тезисов на этот счет.
Книга Хагакуре (Бусидо, "Путь Самурая") повествующая о том, каким должно быть настоящему самураю, настоятельно убеждает, что самурай должен ежеденно и еженощно думать о своей смерти. Представлять ее в тысячах различных ипостасей, видеть ее в красках и таким образом постепенно свыкаться с ней, ибо наивысшей целью служения самурая является смерть за своего сёгуна (господина).
Безусловно, я бы не рекомендовал обывателю регулярно предаваться столь мрачной медитации. Однако, раз в день размышлять о том, насколько мы смертны, и как близко вокруг нас, ежедневно, гуляет костлявая - стоит. В быту, в суматохе дел, люди, за годы жизни привыкшие к собственной "бессмертности", забывают о других великих словах классика, произнесенных устами его не менее великого персонажа: "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды! Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"
Как специалист по технике безопасности и охране труда, [которая на самом деле заключается не в знании законодательства по этому вопросу, или вечному надзору за тем, носят ли работники каски - а в том, чтобы изменить личное отношение, подход к работе, всех задействованных лиц, от руководства до последнего работяги] - скажу вам, что мы стали бы терять на добрый десяток процентов меньше людей ежедневно, если бы каждый человек, садясь за руль, выходя из дома, взбираясь по лестнице, да и вообще, совершая любое потенциальное опасное действие, или движение, после того как встал с кровати, в глубине своего активного сознания держал совершенно безобидную на самом-то деле мысль - "сегодня я могу умереть".
Согласитесь, ведь в этой мысли нет ничего плохого! Это ведь факт, так? Просто мы никак не хотим верить, что это случится сегодня. Ну, вы меня поняли, так что развивать эту мысль не буду, а пойду дальше.
Смерть, и ритуалы ее оформления в европейском обществе окутаны скорбью, печалью и трауром. Не потому ли, с таким удовольствием те, кто все же позволяют себе иной раз поразмышлять о вечном, рассказывают байку про "один народец, то ли африканский, то ли полинезийский, среди которого смерть не считается плохим событием, а совсем наоборот - приравнивается к празднику", - причем причины радости рассказчику этой байки обычно не известны.
Округлю, для порядка усредненным высказыванием таких рассказчиков - А шо тут думать? Отмучался бедняга, вот родственникам и радость! Ушел, мол так и так, из грешного мира в более радостный, чего тут горевать!?
За сим, приходим к совершенно логичному выводу, что табу свободного и беспристрастного разговора о смерти в нашем обществе - зачастую навязанный моралью стереотип, а горесть от потери родственников, по большей части, собственный эгоизм. Но с эгоизмом вы уж сами разбирайтесь, а вот на теме стереотипа остановлюсь чуть-чуть подробнее.
Это не просто абы как спонтанно навязанный, а наоборот, целевой и очень важный стереотип, позволяющий контролировать поведение общества.
Когда-то с десяток лет назад мне в руки попался научно-фантастический рассказ Хола Клемента "Огненный цикл". Вполне достойное sci-fi, полное интересных выкладок по астрономии, планетологии, геологии итд, но в то же время в рассказе есть и интересный приключенческий сюжет. Поэтому я не особо заспойлю книгу для тех кто все же решит ее прочесть, если вкратце поведаю этот сюжет.
Земная исследовательская партия случайно теряет одного молодого сотрудника при осмотре планеты (изначально принятой за необитаемую). Решив, что тот погиб - корабль улетает, а паренек выкарабкался, и понимая неизбежность своей участи, спокойно идет себе в северные широты, чтобы спасись от наступающей жары, в виду приближения второго солнца.
И тут по дороге встречает аборигена. Тот летел на планере, тоже в северные широты, с очень важной миссией и грузом, и тоже потерпел крушение.
Встретились они, разговорились, и решили путь вместе дальше держать. Да вот незадача, с трудом изучая язык друг друга, они оба впали в несколько фундаментальных заблуждений. Первое из них заключалось в том, что землянин думал что абориген - тоже исследователь с другой планеты (поскольку ранее считалось - планета необитаема), а абориген считал что землянин - не более чем житель данной области планеты, где они встретились.
Тут я, возможно, увел вас в дебри фантастики, но все же наберитесь терпения, сейчас вернемся к основной нити размышлений.
Второе интересное заблуждение возникло между героями тогда, когда они заговорили о смерти. Дело в том, что на планете не просто становилось жарко. Цикличное возвращение второго солнца настолько диаметрально меняло на всей планете климат, что на ней на самом деле сосуществовало целых ДВЕ расы - условно говоря Холодных и Горячих, столь абсолютно друг на друга не похожих, но тем не менее связанных друг с другом на биологическом уровне так же, как гусеница связана с бабочкой. При этом, естественно, большинство жителей каждого цикла, с приходом другого - умирали, и лишь еденицы, Учителя и хранители знаний, прятались в подземных убежищах, чтобы дождаться возвращения пригодного для выхода на поверхность климата.
Так вот, Абориген, встреченный нашим Землянином, будучи рядовым жителем своей расы, с самого момента превращения в мыслящую личность - не просто знал, что умрет, а знал свой конкретный срок, практически точную дату своей смерти, и тем сильнее он ощущал долг перед своим народом, чтобы в срок доставить в хранилище перевозимые им книги, столь важные для сохранения и передачи знаний от цикла к циклу.
Вполне естественно, что не знание Землянином даты своей смерти искренне изумляло Аборигена, а Землянина ставил в тупик сам вопрос "Когда ты умрешь?"
Именно на этом вопросе хочу вернуться к теме "стереотипа смерти". Обыватель не хочет думать и знать дату своей смерти. В этом есть суть радости его существования. Он верит в завтра. Завтра будет новый день, новый доллар, новый счет, итд итп..
А что случается, если ему все же ее сообщают? На эту тему тоже было создано немало произведений, вот вам парочка наиболее известных -
"Пока не сыграл в ящик" (Bucket list) и "
Достучаться до небес" (Knockin' on Heavens' door).
Пример более чем показателен. Любой человек, узнавший о том, что жить ему осталось недолго, избавленный от груза "завтра", тут же освобождается от гнета моральных обязательств продиктованных ему обществом.
Да, хороший человек возможно не пойдет грабить банки, убивать старых врагов на которых раньше рука не поднималась из страха наказания, или творить другие незаконные акты, а наоборот - будет тратить время на близких, спокойно и без суеты завершать недоделанные дела, чтобы с честью уйти когда придет время. Но ведь согласитесь, даже хороший человек первым делом, без колебания, уволится с работы, и при этом с с огромным удовольствием (в 99% случаев) прилюдно пошлет своего босса нах#й. И выйдет вон с довольной улыбкой.
И че? Выходит, давно хотел, да? И многие из нас, выходит, не грабят, не убивают, и попросту не чудят только потому что есть "завтра"? Завтра, в котором над нами висит неотвратимость обязанности зарабатывать на послезавтра, или наоборот расплатиться за сегодня?
Если все так, друзья, вы себе представляете какой тут будет творится пи&дец, если завтра вдруг всей планете скажут - "через неделю прилетит астероид, и всё, сливайте воду"?!!?.
Люди прошедшие горячие точки или побывавшие в диких условиях варварских стран - знают, что мораль общества облетает с человека как осенняя листва. Махом.
Мы, "цивилизованные" люди, думаем что живем в уютном, мирном обществе - а на самом деле опасно балансируем, существуем в хрупком моральном равновесии в тонююсенькой прослоечке временной безопасности, подобной той кислородной планке в которой существует все человечество - 21% кислорода в атмосфере. Вы никогда не думали, что вдруг случись 5% процентов вверх или вниз, и большинство из нас не проснется утром?
О, как мрачно, скажете вы. Мол, если постоянно о смерти думать - так и параноиком можно стать!
Верно. Я не прошу вас становится параноиком. Наоборот, здоровое размышление о смерти делает вас более свободным, более раскрепощенным. Как тот Абориген с далекой планеты, который хоть и знает дату своей смерти, но вместе с тем размышленяя об этом не придает ей негативной окраски.
Просто помните о том что это случится, и возможно, случится уже сегодня.
Берегите жизнь во всех ее проявлениях, и не бойтесь завтра.
Amen.