Добру молодцу урок или история про осциллограф

Jul 24, 2013 19:05

История не моя, а человека... Очень хорошего человека. Да, очень уважаю и горжусь! )

Я в детстве мечтал о магнитофоне. Но он мне не светил вообще - рос я в не очень обеспеченной семье, мягко говоря, не до магнитофонов было. Однажды, в 1984 году, я купил журнал Наука и жизнь, номер 9. В нем была статья про первый советский кассетный видеомагнитофон Электроника ВМ-12. И в начале статьи описывался принцип действия обычного магнитофона. Меня это поразило до глубины души. Я собрал из детского конструктора лентопротяжный механизм, магнитные головки сделал из стальных гвоздей - намотал на них медный провод толщиной в пару миллиметров, выдрал из радио-громкоговорителя динамик, напрямую подсоединил к нему головки, на мусорке нашел выкинутую кем-то бобину с лентой. Запустил всё это. Понял, что не всё так просто. Начал читать соответствующую литературу, ходить на радиокружок в школе. Через пару лет я мог спаять любую конструкцию из книги “Юный радиолюбитель” В.Гаврилова. Но магнитофонов не было в этой книге.

Еще через год я собрал нормальный лентопротяжный механизм, по статье в Радио, за 1982 год, причем весьма продвинутый механизм, с двумя двигателями. Делал я это всё в домашних условиях из подручных материалов, найденных на свалке, подручными инструментами, с ручной дрелью, в качестве свёрл - гвозди с расплющенными и заточенными концами, поэтому качество было соответствующим, но это заработало, с простейшим, на 5 транзисторах, усилителем воспроизведения, к выходу которого подключен усилитель мощности проигрывателя “Концертный 304”. Параллельно начал делать лентопротяжку для бобинного магнитофона, и это реально был шедевр - три мотора, с прямым приводом катушек, для этого моторы, которые я купил по-дешевке от проигрывателей, тех же “Концертных”, пришлось перематывать, что бы сокрость вращения была меньше, а момент вращения больше, после перемотки они перегревались, воняли сильно, приходилось после каждого запуска проветривать. Но таки собрал, поставил первую бобину с лентой, и тут выяснилось, что при перемотке бобина набирает такую скорость, что при стопе, если скорости левой и правой бобины слишком разные (а они практически всегда разные), момент инерции такой, что лента рвется. Нужно делать тормоза и систему стабилизации натяжения ленты. Тормоза я сделал из пружины будильника, а приводились они в действие электромагнитами, которые я сделал из болтов на 16. Начал делать систему стабилизации, она была электронно-механическая, на оптопаре, оптопара естественно самодельная, лампочка-фотодатчик, а фотодатчик - транзистор МП-42, со спиленной напильником крышкой. Дальше там была хитрая схема, которая управляла напряжением на этих перемотанных двигателях в зависимости от освещенности датчика, а датчик перекрывался шторкой в зависмости от натяжения ленты. И когда всё это заработало, я вообще был счастлив. А это был уже год где-то 1989, если я точно помню. Но тут встал вопрос - надо ж как-то убедиться, что всё работает правильно, а для лентопротяжек главное - коэффициент детонации. Нужно паять детонометр. Тут видимо меня в один из светлых дней осенило, и я решил с механическими работами завязать, и сосредоточится полностью на электронике - купил в Харькове в Юном технике готовую летопротяжку от Романтики 220. С тем же (примерно) усилителем воспроизведения это всё и работало какое-то время, причем уже в стерео варианте - к тому времени я головные телефоны себе купил, ТДС-4, и усилитель для них спаял, а в тонарм “Концертного-304” вколхозил стерео-пьезоголовку - естественно, первое что послушал - Pink Floyd, Delicate Sound of Thunder - ляпота вообще!

К этому времени я знал содержание журнала Радио с 1978 по 1988 наизусть, а с 1966 по 1977 наизусть кроме того, что касалось ламп, они как-то мимо меня прошли. И вообще, фамилии Н. Сухова, братьев Лексиных, А. Агеева, Гумели мне говорят о многом. А чем больше я узнавал, тем больше понимал, сколько нужно сделать еще. Надо же правильный усилитель воспроизведения и усилитель мощности. Ну а толку их паять, если режимы транзисторов нужно подбирать правильно, для этого нужны соответсвующие приборы. Нужно измерять коэффициент нелинейных искажений. Для этого, кроме самого измерителя нелинейных искажений, нужен генератор сигналов. А у генератора сигналов должна быть нужная частота, её нужно мерять. Нужен частотометр. Я собрал цифровой частотометр, по собственной схеме, помню за мултиплексорами к555кп7 (вроде бы) ездил на центральный рынок в Харькове. Собрал, и тут проблема - как же отюстировать его, чтоб он правильно частоту показывал. Нужен какой-то эталонный генератор сигналов. Вот как я из этой ситуации вышел, не помню. Потом собрал таки генератор сигналов (на К548УН1, схема Боровика, Радио за 1985 год!).

Потом понял что нужен осциллограф. Трубку купил на том же рынке в Харькове, схему взял из Радио года примерно 1981. И вот тут я как-то застрял. В этом осцилографе входной усилитель на полевом транзисторе, и толи я плату неправильно развел, толи транзистор такой был (а он был у меня в одном экземпляре, выпаял откуда-то), но правильно режим этого транзистора я так и не смог выставить - самовозбуждается каскад на нем, и всё.

И вот меня торкнуло в один прекрасный день. Поймал себя на мысли, что вместо того, чтобы слушать “песни ансамбля с названием Квин, бля"(с)Лаэртский, я занимаюсь как-то полной хернёй. И с тех пор я перестал этим заниматься. Паяльник в руки беру только если надо провода какие-нибудь спаять. Правда был однажды после этого еще один приступ сумасшествия - сабвуферы собирал, два собрал, по собственным расчетам. Последний из них 8 лет прослужил верой и правдой в качестве тумбы под телевизор, выбросил его в конце 2012 года.

цитата

Previous post Next post
Up