КУБАЧИ (4)

Jan 12, 2023 10:17

Окончание. Начало здесь: https://archi-m-boldo.livejournal.com/15861.html, здесь: https://archi-m-boldo.livejournal.com/15960.html, и здесь: https://archi-m-boldo.livejournal.com/16166.html

Утром мрачная Лера появилась в автобусе. Подозреваю, что она тоже где-то пересидела эту ночь.

Так как денег у нас практически не осталось и о каком-то завтраке оставалось только мечтать, то первым делом решили идти на море. Город был уже раскалён утренним солнцем и весь светился красноватым золотом. Такого же цвета красного золота был и песок на пляже. Казалось, какой-то демиург вылепил весь город из этого песка, как увлечённые игрой дети лепят из песка куличики.



Выйдя из мутной воды, мы с Лерой сидели на песке, и я в первый раз почувствовала, как больно мне терять подругу, да и не только подругу, но и кумира, которого я сама себе сотворила.

Наконец из воды появились и два С. Но они были не одни. Их сопровождали четыре отрока. А если говорить точнее - четыре юных античных бога, казалось, родившиеся, как Афродита, из морской пены.

Пожалуй, у меня не хватит слов, чтобы описать их красоту. Они были совершенны, как ожившие произведения искусства - античные скульптуры, фаюмские портреты... Двум младшим было по 12, старшим - по 14. Верховодил компанией Митя-Мордыхай - юноша с бархатными черными глазами и с копной смоляных кудрей на голове. Это были горские евреи.

Утром ребята увидели нас на улице города и решили, что в Дербент приехали настоящие хиппи! Для них это было из ряда вон выходящее событие. Они незаметно следовали за нами до самого пляжа и только в воде решились завязать знакомство с половиной нашей компании. Такой случай нельзя было упускать.

И в самом деле - со стороны мы выглядели достаточно колоритно: Лера (о ней я уже писала), бородатый друг С., с пёстрой ленточкой на лбу похожий на завсегдатая Woodstock’а и лесковского Левшу одновременно, муж С., с длинными каштановыми волосами, будто сошедший с полотен мастеров итальянского возрождения.

О себе писать не буду. Скажу только, что была я в мини-юбке, футболке и спортивных тапочках, которые высохли только к концу путешествия. У меня в то время не только джинсов, но и брюк-то толковых не было. Думаю, сдержанный и холодный приём, который нам оказали в Кубачах, был связан именно с этим - с мини-юбкой. Но мне тогда и в голову не приходило, что я так бесцеремонно нарушаю чьи-то устои и традиции.

Но главное - у меня была сумка. Я купила её, когда незадолго до нашей командировки была в Германии, увидела её на верхней полке в полутёмном магазинчике в маленьком саксонском городке. Больше всего она была похожа на кофр фотографа - черная, с большим количеством карманов, кармашков и отделений. Это была любовь с первого взгляда. Показав на нее пальцем, я сказала продавцу единственное, знакомое мне немецкое слово «diese!». С тех пор с сумкой мы не расставались.

Похоже, ребята наши испытали к ней те же чувства. Они тоже смотрели на неё не отрываясь, оглаживали и обхаживали её, пока Митя не решился её у меня попросить. Увы, пришлось ему отказать - в поездке я хранила в ней все наши деньги и документы и держать их было больше негде.

Мальчики рассказали нам, что все население Дербента состоит из трёх больших диаспор: горских евреев, азербайджанцев и собственно дагестанцев (лезгинов, табасаранов, даргинцев и других народностей). Эти три примерно равные общины живут каждая в своей части города, и границы кварталов пересекать небезопасно. Периодически между общинами происходят разборки. Именно такую мы видели вчера ночью, когда въезжали в город. Это было побоище между лезгинами и азербайджанцами. Мы же волею случая оказались в еврейском квартале, где и встретили наших гидов.

И в самом деле - остаток дня ребята были нашими гидами. Они провели нас по своему кварталу, потом показали еврейское кладбище - главную достопримечательность еврейской части Дербента. Самая старая могила на нём датируется 1804 годом. Выжженное солнцем, тогда оно поразило своими размерами. На современных фотографиях кладбище кажется заброшенным.







После кладбища мы пошли в синагогу Келе-Нумаз. Это главная синагога в городе, её построили в 1904-м. К сожалению, фотографий Келе-Нумаз до реконструкции 2009-го года мне найти не удалось. Тогда выглядела она значительно более ветхой.



Внутри было пусто и прохладно, несмотря на то, что всё помещение было пронизано солнечным светом. Будто навстречу давно знакомым, к нам выбежал пожилой мужчина в кипе и долго взволнованным голосом сокрушенно говорил о том, что никого теперь нет, что все уезжают или уже уехали. Тогда, надо сказать, в Дербенте жило около 13 000 евреев, в 2010 году, согласно переписи, их осталось всего 1345.

К вечеру Митя привел нас к себе домой. В мощеный камнем двор с колодцем посередине встретить нас вышла удивительной красоты, полная, приветливая молодая женщина, окруженная ватагой маленьких ребятишек. Излишне говорить о том, как все они были прекрасны.

Хозяйка угостила нас горячим, свежеиспеченным хлебом, холодной водой из колодца и зелеными сливами, растущими тут же во дворе.

Трапеза эта сыграла с нами злую шутку. То ли сырая вода, то ли зеленые сливы вкупе с полуголодным существованием, - но ночь у нас была «весёлой».

Жаль, что на другой день у нас оставалось не так много времени перед поездом, чтобы осмотреть город. А ведь Дербент - один из древнейших доныне существующих городов мира. Первые поселения, возникшие здесь в эпоху ранней бронзы, датируются IV тысячелетием до нашей эры. Но кое-что нам всё-таки удалось увидеть, несмотря на слабость в коленках. Муж С., совсем обессилевший, плёлся за нами, останавливаясь у каждой урны.

Панорама дербентской крепости. Цитадель Нарын-Кала.


В поезде выяснилось, что денег на постельное бельё у нас нет, а у мужа С. поднялась температура и его знобит. Пришлось положить его, как котлету в гамбургер, между двумя матрасами.

Домой я повезла мужа на такси. Вернее не домой, а к его родителям - у них можно было одолжить денег, чтобы расплатиться за машину. Всю дорогу мне мерещилась восхитительная стряпня свекрови - мне казалось, что я способна съесть слона (привет, kuzulka!). Но - увы! - еще долго после этого путешествия мне не удавалось полноценно насладиться едой.

Давно нет с нами художницы Леры - жизнь её оборвалась очень рано. Уже не помню, почему я не смогла попасть на её посмертную персональную выставку. Сегодня год, как ушёл от нас любимый друг С. (я писала о нём вот здесь: https://archi-m-boldo.livejournal.com/14501.html). Муж С., живущий исключительно только своей внутренней жизнью и абсолютно равнодушный к историческим памятникам и красотам природы, из всего путешествия запомнил только чёрных людей с большими ножами, нападение насекомых в Доме колхозника и то, что после двух дней хождения по щиколотку в ледяной воде, у него прошёл хронический насморк, которым он страдал с детства.

Поэтому я и решила записать всё, что помню, пока ещё не посетил меня старик Альцгеймер.

P.S. Как я уже писала, все фотографии тех мест, где мы были, взяты мной из интернета.

позитив, чистая правда, а те далече, пережитое, муза странствий, это было вчера, иных уж нет, всякая ерунда, время не дремя

Previous post Next post
Up