Часть 6.
По Лунной дороге к истокам.
Продолжение.
Начало
здесь .
Мы говорим о Стоянках Луны (Mansions of the Moon), домах Луны, положениях Луны.
В большом круге небесной сферы производится деление на стоянки Луны.
Система деления определённого круга небесной сферы на 28 (27) секторов, связанна с циклом лунного месяца, по сидерическому периоду обращения Луны.
Наиболее распространёнными являются системы с 28-ю стоянками Луны, но в ряде традиций используются 27 стоянок Луны. В некоторых источниках приводится список из 29 стоянок Луны.
В большинстве систем используются, по размерам стоянок, равновеликие стоянки Луны величиной 12°51'25.7" (при делении на 28 стоянок Луны) или 13°20' (при делении на 27 стоянок Луны). Однако существуют и системы стоянок Луны неравного размера (например, китайская система сю).
Помимо индийской системы накшактр также получили известность: среди арабов - «системы маназилей», среди китайцев - «системы сю».
В арабской астрологии Луне придавалось особенное значение, в первую очередь из-за использования лунного календаря.
Поскольку лунный месяц включал 28 дней, то и делился на такое же количество лунных домов. Считается, что счет домов шел от точки весеннего равноденствия.
По существу, лунные дома - это способ деления эклиптики и зодиака: знаки зодиака основаны на делении по "солнечному" принципу, лунные дома - по "лунному".
Первоисточник размещенных ниже таблиц о лунных стоянках - книга по магии "Гаят Аль-Хаким", написанная на арабском языке (якобы в X веке). С появлением перевода текста на латинский язык книга стала известна под названием "Пикатрикс".
«
Пикатрикс» (араб. غاية الحكيم, Ġāyat al-Ḥakīm, [Гайят аль-Хаким] = «Цель мудреца»; лат. Picatrix и Picatris) - средневековый манускрипт по астрологии, практической магии и талисманам: сборник текстов на арабском языке неизвестного автора или авторов, составленный якобы в середине XI века, на территории Испании.
Позже латинская версия была переведена и на другие языки: английский, немецкий, испанский, русский. Главным образом переводчики опирались именно на латинскую версию, в которой на самом деле имеется достаточно много расхождений с оригиналом.
Правильный вариант названий лунных стоянок, приближенный к арабскому оригиналу
В «Пикатрикс» рассказывается «о действиях и делах Луны в пределах её стоянок, в соответствии с тем, с чём согласны все мудрецы Индии относительно 28 стоянок Луны». Так и записано.
То есть составители ориентировались на древнеиндийскую систему лунных стоянок и арабские лунные дома должны соответствовать искомым.
Вернемся к древнеиндийской системе накшатр.
Лунные стоянки, приведенные в современных звездных каталогах:
1-я накшатра «Ашвини» соответствует звездам β, γ созвездия Овен, управитель Кету; 2-я, «Бхарани» - части созвездия Овен; 3-я, «Криттика» - созвездию Плеяды; 4-я, «Рохини» - части созвездия Телец; 5-я, «Мригаширша» - части созвездия Орион; 6-я, «Ардра» - звезде α созвездия Орион, управитель Раху; 7-я, «Пунарвасу» - звездам α, β созвездия Близнецы; 8-я, «Пушья» - созвездию Рак; 9-я, «Ашлеша» - созвездию Гидра; 10-я, «Магха» - части созвездия Лев, управитель Кету; 11-я, «Пурвапхалгуни» - звездам δ, θ созвездия Лев; 12-я, «Уттарапхалгуни» - части созвездия Лев; 13-я, «Хаста» - части созвездия Ворон; 14-я «Читра» - звезде α созвездия Дева; 15-я, «Свати» - звезде Арктур, управитель Раху; 16-я, «Вишакха» - созвездию Весы; 17-я, «Анурадха» - звездам δ, β, π созвездия Скорпион; 18-я, «Джьегнтха» - звездам α, σ, Χ созвездия Скорпион; 19-я, «Мула» - звездам λ, ν, κ, ι, ν, η, ζ, μ, ε созвездия Скорпион, управитель Кету; 20-я, «Пурвашадха» - части созвездия Стрелец; 21-я, «Уттарашадха» - части созвездия Стрелец; 22-я, «Шравана» - звездам α, β, γ созвездия Орел; 23-я, «Джаништха» - созвездию Дельфин; 24-я, «Шатабхишадж» - звезде λ созвездия Водолей, управитель Раху; 25-я, «Пурвабхадрапада» - звездам α, β созвездия Пегас; 26-я, «Уттарабхадрапада» - звезде ν созвездия Пегас и звезде α созвездия Андромеды; 27-я, «Ревати» - звезде ζ созвездия Рыбы.
Согласно пуранической легенде, во время Пахтанья Молочного океана между дэвами и асурами завязалась битва за обладание полученной при взбалтывании океана амритой. Хитростью дэвы смогли отведать небесный напиток. Один из асуров по имени Раху принял облик дэвы, намереваясь таким образом испить нектара. Однако, голова его была отрублена. Но уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в лунный узел Раху. Раху, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая таким образом солнечные и лунные затмения. Тело демона в индийской астрономии и астрологии называется Кету, а голова - Раху. Раху и Кету - это два лунных узла, точки пересечения орбиты Луны с эклиптикой.
Σύνοδος синод - σῠν sun = “Со- с-” + ὁδός odós - “дорога, путь, тропа, ходъ ” СХОДЪ.
Лунные узлы/ Lunar node - точки пересечения орбиты Луны с эклиптикой, это тоже синоды.
Северный или Восходящий узел - Голова Дракона, Раху (расту), анабибазон (от др.-греч. ἀναβολή - подъём + βασις - основа).
Противоположный узел, в котором Луна направляется вниз, к Южному полюсу, называют Южным или Нисходящим; другие названия: Хвост Дракона, Кету (качусь), катабибазон (от др.-греч. καταβολή - спад + βασις - основа).
Отсюда. Итак, мы уже разобрались в первой части - вспомним, первая стоянка - накшатра Акшвини связана с Южным Нисходящим Лунным узлом Кету. Провели аналогию с созвездием Кита.
Сопоставим индийские и арабские воззрения на лунные дома.
1-я стоянка Луны. Связана с альфой и бетой Овна. Арабский: 0° - 12°51'26" Овна; индийский зодиак: 0° - 13°20' Меша - (апрель,май).
В Индии - Ашвини, Asvini - "Всадники"; у арабов - Шаратан, аш-шаратан - "Два знака, две отметины"). Есть вариант названия Альнах, Алнат, Альмах (от араб. ал-нах - "рог[Овна]"), который перешел к европейской традиции.
В Китае - Мао (Плеяды), Корень Неба, Глава Звезд; в Монголии - Дубина.
Управители: в индийской традиции - Кету; в западной традиции - Солнце; в авестийской традиции - стихия Огня, тотем - лошадь, демон - чёрный мул.
Противоположный Восходящий узел мы находим уже в 6 (шестой) стоянке Накшактр.
Северный восходящий Лунный узел именуется Раху. Ему соответствует шестой дом, накшатра Ардра.
Ардра санскр. आद्रा, Ārdrā - ‘влажное’, тиб. Лаг, Вайли lag ‘рука’, палл.: Шэнь сю ‘три’. Связана со звездой Бетельгейзе.
Управитель:
Раху (северный узел Луны). Символ: слеза, алмаз, человеческая голова. Божество: Рудра, божество бури. Индийский зодиак: 6° 40' - 20° Митхуна. Западный зодиак: 2° 40' - 16° Рака.
У каждой накшатры есть свой планетный управитель. Их последовательность такова:
Кету (Южный лунный узел), Шукра (Венера), Рави или Сурья (Солнце), Чандра (Луна), Мангала (Марс), Раху (Северный лунный узел), Гуру или Брихаспати (Юпитер), Шани (Сатурн) и Будха (Меркурий) - 9 (девять) накшатр.
Список повторяется три раза, таким образом охватывая все 27 накшатр.
Интересно проследить путь Луны по этим 9-ти накшатрам, сравнить их с арабскими домами. Почему именно девять?
Семь планет, включая Солнце и Луну и два лунных узла, всего девять домов.
Рис. 1
Несоответствие в звездах (созвездиях) индийских и арабских стоянок Луны начинается как раз с Северного лунного узла Раху - шестой стоянки.
6-я стоянка Луны. Связана с Альхеной, γ гаммой Близнецов и Бетельгейзе, α альфой Ориона. Арабский: 4°17'10" - 17°08'36" Близнецов. Индийский: 6° 40' - 20° Митхуна (июнь,июль).
В Индии - Ардра, Аридра (санскр. Ardra, Aridra - "слеза, влага"); у арабов - Ал-Хана, Аль Ханах (ал-хан`а - "рубец, тавро, отметина"; в европейской традиции - Аффайя, Алькайя, Атайя, Алкая, Алханна, Алшая, Алхага. В Китае - Куэй (Kwei; Призрак). Управители: в индийской традиции - Раху; в западной традиции - Венера.
Несоответствие: инд. - связанной звездой считается Бетельгейзе из Ориона, араб. - γ гамма и ε эпсилон Близнецов, " тавро, отметина"- клеймо на шее верблюда.
8-я стоянка Луны. Связана с Яслями и Ослятами. Арабский: 0° - 12°51'26" Рака. Индийский: 6° 3°20' - 16°40' Карката (июль, август).
В Индии - Пушья (санскр. Pushya - "цветок", γ, δ и θ Рака); у арабов ан-насра ("ноздря [Льва]" - Ясли), Аль Нафрах; в европейской традиции - Амафура, Аламяфра, Альматура, Аламеатра, Альназа, Анатрахия; в Китае - Син (Sing). Управители: в индийской традиции - Сатурн; в западной традиции - Солнце.
Несоответствие: инд. - связанной звездой считается "ноздря Льва" и Ясли (γ и δ Рака), араб. - γ и ε Близнецов, " тавро, отметина"- клеймо на шее верблюда.
Ослы и Ясли или Ослинные ясли.
Две небольшие звездочки (γ гамма и δ дельта Рака) называются Ослами.
Их поместил на небо Дионис, чьими священными животными вообще были ослы, но были и особые причины.
Гера, последовательная в своей ненависти к любовницам супруга и к его внебрачным детям, наслала безумие на Диониса. Тот отравился к оракулу Зевса в Додоне, чтобы жрецы по шелесту священного дуба вызнали, как ему обрести прежнее состояние разума. По дороге путь ему преградило обширное болото, через которое он, возможно, и не перебрался, если бы рядом не паслась пара ослов. Один и из них и перевез бога через болото, за что тот и отблагодарил животных, поместив на небо. (Того осла, на котором ехал, Дионис наделил человеческим голосом. Пошло ли это животному на пользу? Вряд ли: как-то он поспорил с Приапом относительно размеров полового члена, был побежден им и убит за непочтение. А был бы нем - остался б жить!)
Рядом с Ослами - туманность Ясли: заботливо положенная богом вязанка сена для животных.
9-я стоянка Луны. Связана с λ лямбдой Льва (Альтерф) и α альфой Гидры (Альфард). Арабский: 12°51'26" - 25°42'52" Рака. Индийский: 16°40' - 30° Карката (июль, август). В Индии - Ашлеша (санскритское Aslesha - "обвивающая"), Аласка ("переплетения"); у арабов - Аль Тарф, ат-тарф ("взор [Льва]"); в европейской традиции - Атар, Атарль, Атарс, Амарс, Архаам, Альхарф; в Китае - Чань (Chang; Натянутый Лук).
Несоответствие: инд. - связанные звезды δ , ε , η, ρ, и σ Гидры, араб. - "взор Льва", κ Рака и λ Льва.
Нестыковки в индийском и арабском понимании 8 и 9-й стоянок объясняются следующим образом:
8-я стоянка - туманность Ясли (Рак) представлялась паром из ноздрей Льва. 9-я стоянка - звезды входили в большое староарабское доисламское созвездие Льва.
В арабских источниках нашлись изображения созвездия Льва.
Abd ar-Rahman as-Sufi
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5500888b/f5.planchecontact Однако, в созвездии Льва те же звезды, что и на других звездных картах этого созвездия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/A_Celestial_Atlas?uselang=ru http://www.atlascoelestis.com/hev%2033.htm В ведической литературе встречается упоминание о месяце - одной из ранних естественных единиц времени, промежутке между последовательными полнолуниями или новолуниями. Месяц делился на две части, две естественные половины: светлая половина - шукла - от новолуния до полнолуния и темная половина - кришна - от полнолуния до новолуния.
Некоторые фазы Луны получили специальные наименования в ведической литературе:
День накануне новой Луны называется синвали, день новолуния - куху (от Кету), день, предшествующий полнолунию, - анумати, полнолуние - рака (от Раху).
Интересно то, даже странно, что среди 27-и стоянок Луны мы находим не по одной стоянке Луны в Нисходящем - Кету и Восходящем - Раху узлах, а по три:
- три 1, 10, 19-я стоянки с управителем Кету;
- три 6, 15, 24-я стоянки с управителем Раху.
Таким образом, в течение месячного движения (сидерический 27-28 дневный цикл) Луна проходит аж шесть узлов?
Стоит напомнить, что лунные узлы - это точки пересечения лунной орбиты с солнечной эклиптикой. Т.е. при одном обращении вокруг земного шара Луна всего два раза может встретиться с Солнцем и только в районах восходящего и нисходящего узлов, т.к орбита Луны отклонена от солнечной эклиптики в среднем на 5,145°.
Накшатры заявлялись системой деления определённого большого круга небесной сферы на 27-28 секторов, связанной с циклом лунного месяца. Однако, на Рисунке 1 мы наблюдаем, что лунные стоянки не находятся на астрономической лунной орбите (большой разнос от лунной эклиптики). Также эти 27-28 накшактр - домов не соответствуют дням обращения Луны (ее положениям) вокруг Земли в течение месяца. Об этом несоответствии говорят в первую очередь шесть лунных узлов на пути месячного лунного цикла, чего быть не может.
Следовательно, приходим к выводу, что лунные стоянки - дома связаны исключительно с астрологией, имеют астрологическое значение.
Во многих астрологических традициях анализ положения Луны в ее стоянках считается сравнимым по значимости с анализом положения Солнца в 12 зодиакальных знаках. Причем анализ положения не только самой Луны, но и планет. Это подтверждает и наличие Управителя - планеты в лунной стоянке.
Далее. Названия некоторых лунных месяцев произошли от соответствующих названий лунных стоянок, в которых появилась полная Луна. Поскольку на каждый месяц приходится по две или три лунные стоянки, название месяца происходит от одной из них. Это ясно из приведенной ниже таблицы.
В ведическую эпоху имелись различные системы названий месяцев в зависимости от сезонов года. Например, согласно «Черной Яджурведе» такие сезонные или солнечные месяцы следующие: весенние месяцы - мадху, мадхава; летние месяцы - гнукра, шучи; месяцы сезона дождей - набха, набхасья; осенние месяцы - иша, урджа; месяцы росы - саха, сахасья; зимние месяцы - тара, тапасья.
Управитель каждой накшатры определяет планетарный период, известный как "даша", который считается важным для предсказания судьбы отдельного человека.
Даша в индийской астрологии: период времени, управляемый определённой планетой. Существует около 40 систем даш, из которых наиболее распространённой является система "Вимсоттари". Здесь мы и наблюдаем 9-тизначный цикл.
В этой системе считается, что в момент рождения человека начинается цикл даш, который длится 120 лет. Внутри этого цикла существует 9 махадаш ("больших даш"), каждой из которых управляет своя планета. Каждая махадаша делится на 9 более мелких периодов, управляемых планетами. Эти мелкие периоды, называемые также "бхукти", делятся ещё на 9 подпериодов (антардаши, или видаши), и т.д. Время смены даш, управляющих периодами жизни человека, является для каждого человека индивидуальным; оно определяется по положению натальной Луны и согласно таблицы:
Вдаваться и углубляться в астрологические аспекты не будем.
Теперь вернемся к 28 арабским лунным стоянкам.
Кстати, упоминания этих названий лунных домов встречаются не только в арабских астрологических трактатах, но и в художественной литературе от средневековья до наших дней.
Удивительно, какие порой знания можно встретить в сказках.
Из 454-й ночи сборника сказок "1001 ночь". Невольница Таваддут отвечает на вопросы астролога. "Расскажи мне о стояниях луны", - сказал звездочет, и девушка молвила:
Стояний ее - двадцать восемь:
аш-Шаратан, аль-Бутайн, ас-Сурайя, ад-Дабаран, аль-Хака, аль-Хана, аз-Зира, ан-Насра, ат-Тарф, аль-Джабха, аз-Зубра, ас-Сарфа, аль-Авва, ас-Симак, аль-Гафр, аз-Забания, аль-Иклиль, аль-Кальб, аш-Шаула, ан-Нааим, аль-Бальда, Сад-аз-Забих, Сад-Балу, Сад-ас-Сууд, Сад-аль-Ахбия, аль-Фарг-аль-Мукаддам, аль-Фарг-аль-Муаххар и ар-Раша.
То, о чем говорится здесь, является истинно таковым.
«Они расставлены по буквам Абджад и в них глубокая тайна, которую знает только Аллах и тот, кто прочно утвердился в науке».
Ниже представлен фрагмент из книги «Шамс аль-Маариф», написанной Ахмадом Аль-Буни (датируется приблизительно 1200 г.). Книга старинная, рукописная на арабском языке.
По внешнему кругу распределены названия 28 лунных стоянок. Под каждым названием стоянки, если двигаться далее к центру изображения, написана соответствующая ей буква арабского алфавита. Далее к центру - распределение знаков Зодиака, месяцев, созвездий и времен года.
Очень интересно, что буквы арабского алфавита соответствуют лунным стоянкам!
Тоже наблюдаем 9-тизначное разделение (числовые значения букв):
1-9; 10-90; 100-900; + 1000.
Есть другая версия, отличимая от варианта Аль-Буни, соотношение букв арабского алфавита к лунным стоянкам, представленное в латинской версии Пикатрикса. Относится к суфийскому мистику Ибн Аль-Араби (датировано примерно тоже 1200 г.).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Лунным домам - стоянкам придавалось огромное значение при изучении небесных светил у многих народов. У арабов они являлись основой самого языка.
Стоянки Луны являются одной из древнейших астрологических систем.
Итак, мы разобрались, что существует несколько разновидностей системы стоянок Луны. Они классифицируются по четырём главным основаниям:
1. Большой круг небесной сферы, в котором производится деление на стоянки Луны.
Поскольку стоянки Луны связаны с движением Луны, то наиболее правильным явилось бы анализировать стоянки Луны в плоскости лунной орбиты. Однако не все заявленные стоянки соответствуют астрономическому орбитальному движению. В современной астрологии чаще всего используются стоянки Луны, полученные делением плоскости эклиптики.
2. Общее количество стоянок Луны. Наиболее распространёнными являются системы с 28-ю стоянками Луны, но в ряде традиций используются 27 стоянок Луны. Наиболее известной из систем второго типа является индийская Накшатра. В
Мул Апин приводится список из 18 (17) стоянок Луны.
3. Размеры стоянок Луны. В большинстве систем используются равновеликие стоянки Луны величиной 12°51'25.7" (при делении на 28 стоянок Луны) или 13°20' (при делении на 27 стоянок Луны). Однако существуют и системы стоянок Луны неравного размера (напр., китайская система СЮ).
4. Точка отсчёта. Чаще всего отсчёт стоянок Луны начинают с точки весеннего равноденствия.
Система Накшатр начинает свой отсчет от Лунных Узлов (точки Дракона), конкретно от Южного Нисходящего узла Кету (хвоста Дракона). В отличие от всех известных " реальных" планет, данная пара фиктивных планет движется против хода зодиакальных знаков, совершая полный оборот за 18.6 лет.
Первую стоянку луны накшатру Ашвини в Индии и Аш Шаратан у арабов специалисты, астрологи связывают с созвездием Овна.
В первой части этой работы уже была поставлена под сомнение связь Ашвини со звездами Овна.
Добротный анализ созвездия Овна дает
vedaveta Овен (лат. Aries греч Κριός -Криос) - одно из наиболее известных зодиакальных созвездий, хотя в нём нет звёзд ярче второй величины.
Древние греки когда-то называли его Козерогом Αιγόκερως Aigókeros или дословно «Святые Рога», но впоследствие это название перекочевало к нынешнему Козерогу. Похоже что Небесных Козлов было принято размещать на границе между началом и концом цикла (их же в жертву приносят).
Итак современный Овен Κριός Криос это прообраз Золотого Руна «χρυσόμαλλο δέρας» «chrysómallo déras» Хрисомалло дерас (дерма-кожа; её дерут сдирают)
У Цицерона Κικέρων и Овдия Οβίδιος это созвездие называется Кронос Корнус Cornus, потому что его местоположение соответствовало Ισημέριος Isimerinos Aequinoctialis - Равноденствию.
Cornu - рог, бивень, горн, оконечность, край, крайний угол, пик, острая вершина = гора.
“С древности” Овен был известен как «άρχων των ουρανίων σημ(ι)είων» «árchon ton ouraníon sim(i)eíon» «Архар аркан принц небесного пути» или «άρχων του ζωδιακού» «Αρχές- авторитет Зодиака» - первый знак, где солнце вставало в весеннее равноденствие.
Звезды созвездия Овен переводят следующим образом:
- Хамаль («голова барана»),
- Шератан («след» или «знак»)
- Мезартхим название неясного происхождения вероятно «первая звезда Овна»
Официальные переводы не верны!
Вторая звезда Шератан β Arietis (Sharatan, Sheratan, Sheratim, Al Sharatan). Звезда была "на колюре равноденствий" при Гиппархе (Имя означает иппо- конь + архи-древний)
Арабское الشراطان aš-šarāţān переводят как «два знака», «две звезды», «два условия». А у тюрков шортан - щука; по арабски الشراطان alshiratan - акула.
Там в небе, неподолёку от Овна (в мокрой области неба), плавает одна «щука-акула» это и есть шортан- жор+ та какой (рыба жруха); похоже на то, что ранее это звезда Овну не принадлежала.
Еще о Накшатрах.
В Атхарваведе (редакция Шаунакия, гимн 19.7) даётся следующий список звёзд и астеризмов, многие из которых соответствуют поздним накшатрам:
(1) Криттика (Плеяды), (2) Рохини, (3) Мригаширша, (4) Аридра, (5) Пунарвасу, (6) Сунрита, (7) Пушья, (8) Бхану (Солнце), (9) Ашлеша, (10) Магха, (11) Свати (Арктур), (12) Читра (Спика), (13) Пхалгунии, (14) Хаста, (15) Радхи, (16) Вишакха, (17) Анурадха, (18) Джьештха, (19) Мула, (20) Ашадхи, (21) Абхиджит, (22) Шравана, (23) Шравиштхи, (24) Шатабхиша, (25) Проштхапады, (26) Ревати, (27) Ашваюджи, (28) Бхарани.
Первая стоянка указана Критика, связанная с Плеядами, как и в Мул Апин. Также в Китае - Мао (Плеяды).
А вот последняя накшатра Бхарани, как раз связана с Баранами - Бараном - Овном.
Продолжение следует...