Часть 6.
По Лунной дороге к истокам.
Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесли шумерская и аккадская культуры, сообщает нам два имени - Нанна и Син.
Нанна, он же Син - самый древний бог Луны.
Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля и внуком верховного бога неба Ану.
Центральные места культа находились в городе Ур, на юге Месопотамии, и в городе Харран на севере.
Ур (шум. Urim, аккад. Uru) - один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии). Область, или ном Ур был расположен в южной Вавилонии ( юг современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке), в низовьях на западном берегу реки Евфрат. Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама. Общинным богом Ура был Нанна.
Харран или Ка́рры (аккад. Harrânu - «развилка»; ивр. חָרָן; др.-греч. ῾Ελληνὀπολις (Греческий город), Κάρραι; лат. Carrhae; араб. и осман. حران) - древний город в северной Месопотамии, впервые упомянутый в хеттс
ких документах из Богаз
кёйя, а затем в Ветхом Завете и ассирийских царских надписях.
Город был известен храмом бога Луны Сина, храм которому был выстроен при вавилонском царе Набониде. Харран был древним важным торговым пунктом и провинциальной столицей в Ассирии.
Нанна - «властелин неба» - устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».
Очень интересен тот факт, что в Шумере стали поклоняться богу Солнца позже, чем богу Луны.
К тому же бог Солнца Уту (Шамаш) был рожден Нанной /Сином, так же как и его сестра - близнец Инанна (Иштар).
Инанна - от шум. dnin.an.na: «госпожа (владычица) небес».
Имя богини Иштар (Эштар, Аштар) передавалось шумерограммой d
INANNA (аккад. dIštar, также dEštar, dAštar), аккадцы заимствовали письменность у шумеров.
Иштар упоминается во многочисленных источниках, где ей соответствуют эпитеты: «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «Иштар-воительница».
В известном старовавилонском гимне, связываемым с именем царя Аммидитаны, Иштар названа величайшей из Игигов, царицей богов, равной царю богов Ану (Ану-нит), супругой которого она является и с которым восседает на божественном троне.
В староаккадском Анунит - военная ипостась Иштар, богини плодородия, плотской любви и войны.
Ануннит(ум) - от аккад. Ištar-anunnitum: «Иштар-воительница») - изначально эпитет Иштар, отражавший военный аспект образа.
К воинственной богине взывали цари Саргоновской династии в формулах проклятий. Впоследствии эпитет трансформировался в образ самостоятельного божества войны, каким Ануннит предстаёт в старовавилонском эпосе о Нарам-Суэне. Богине был посвящен храм в городе
Кисурра, однако её культ был установлен также в Сиппаре, Ниппуре, Уруке и Уре (под именем
Ульмашитум).
В военной ипостаси Иштар обычной изображалась в бахромчатой одежде и рогатой тиаре, со стрелами за спиной, порой - крылатой, стоящей на своём льве.
Астральным символом Инанны была восьмиконечная звезда - является олицетворением планеты Венеры.
Символом брата - близнеца Уту/Шамаша, бога Солнца тоже была восьмиконечная звезда, немного другая: по четыре остроконечных и волнистых луча.
В ежедневном странствии по небу Уту\Шамаш ("день", "сияющий", "светлый") вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор.
Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины. Чаще всего бога изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке.
Итак, Син, в аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога Шамаша и близнеца Инанны, богини венеры.
В некоторых источниках утверждается, что месяц - это орудие бога, а луна - его корона.
Сина, чьим символом был серп луны, считали мудрецом и полагали, что, прибывая и убывая, лунный бог отмерял время.
В текстах шумеро - аккадского периода Венера, вместе с Луной и Солнцем, составляет триаду. Согласно некоторым предположениям, вавилонские астрономы знали, что в период своей большой яркости после или до нижнего соединения Венера кажется серпом. Согласно этой версии, вавилонские астрономы уделяли столь большое внимание Венере именно из-за этой её особенности, поскольку эта особенность делала её схожей с Луной.
Скорее всего, на табличках и пограничных камнях куддуру показаны символы как раз этой троицы богов: Сина (Луны) и его детей Шамаша (Солнца) и Иштар (Венеры).
Из вышесказанного следует, что Луне придавалось особенное значение и Бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством.
Прибывая, убывая, лунный бог отмерял время. Значит, первоначально использовались лунные календари.
Положение Луны в каждый день календаря имело свое определенное значение и было весьма важным. Луна путешествовала по небосводу и имела определенные "стоянки" или "лунные дома".
Стоянки Луны являются одной из древнейших астрологических систем - скорее, более древней, чем солнечный Зодиак.
Практически, с целью облегчить наблюдения за перемещением планет по лунным стоянкам, древние астрономы с каждой стоянкой связали характерную звезду или группу звезд. Как правило, эти звезды назывались по имени соответствующей стоянки или наоборот, стоянка получала имя от своих звезд.
В «Мул Апин» стоянки - это звезды (созвездия) "на пути Луны".
Таблицы «Мул Апин» в работе
MUL.APIN и Астролябии.
Так изображали месопотамский Зодиак.
За тремя светилами видим семь звезд. Очень похоже на звездное скопление в Тельце, называемое Плеядами.
Посмотрим еще раз на созвездия на пути Луны.
1. MUL.MUL, zappu «Звездный кластер (Звезда звезд)» или «Щетина» (Плеяды)
2. MUL GU 4 .AN.NA, alû / is lê «Бык небес» (Телец и Гиады)
3. MUL SIPA.ZI.AN.NA, šitaddaru или šidallu «Верный Пастырь Небес» (Орион) ?
4. MUL ŠU.GI, šību «Старый» (Возничий и Персей) ?
5. MUL ZUBI или MUL GÀM, gamlu «The Scimitar» или «The Crook» (Жираф и Возничий) ?
6. MUL MAŠ.TAB.BA (.GAL.GAL), māšu или tū'āmū rabûtu «Близнецы (Великие)» (Близнецы)
7. MUL AL.LUL, alluttu «Раки» (Рак)
8. MUL UR.GU.LA или MUL UR.MAḪ, urgulû или nēšu «Лев» (Лев)
9. MUL AB.SÍN, абсинну или šer'u «Семя-Борозда» (Дева)
10. MUL ZI.BA.AN.NA или MUL GIŠ.ÉRIN, zibānītu «Весы» (Весы)
11. MUL GÍR.TAB, zuqaqīpu «Скорпион» (Скорпион)
12. MUL PA.BÍL.SAG, pabilsag «Бог Пабилгаг » или «Надзиратель» (Стрелец)
13. MUL SUḪUR.MÁŠ (.KU 6 ), suḫurmāšu «Коза-рыба» (Козерог)
14. MUL GU.LA, ṣinundu, ku-ur-ku или rammanu «Великий» (Водолей)
15. MUL KUN. MEŠ или MUL ZIB.ME, zibbātu или zibbāt sinūnūtu «Хвосты» (Рыбы)
16. MUL ŠÍM.MAḪ, šinūnūtu «Великий ласточка» (Рыбы и Эпсилон Пегаса)?
17. MUL A.NU.NI.TUM или MUL LU.LIM, anunītu или lulīmu «Богиня Анунитум» (Андромеда и Рыбы) ?
18. MUL (LÚ.) ḪUŊ (.GÁ), агру «Фермерский рабочий» (Овен и Персей) ?
Плеяды (mul.mul) указаны Первыми в списке звезд "на пути Луны".
Замыкает путь Луны, созвездие Овна, внесенное позднее в звездные каталоги. Специалисты так провели аналогию «Фермерского рабочего» с ныне известными созвездиями. Хотя Ш.Симпсон в качестве альтернативы добавил и созвездие Персея на роль агру.
Следует обратить внимание, что у Луны свой путь по звездному небу, отличный от Солнечного пути.
Есть отличия, например когда Луна начинает путь с Плеяд и проходит мимо звезд небесного Ориона. Так же среди возможных стоянок фигурируют созвездия Персея, Пегаса и Андромеды. Вероятно, это не Зодиакальный круг, порожденный наблюдением за ежегодным путем Солнца.
Небесная карта MUL.APIN. Интерпретация Гэвина Уайта.
Значит, у Луны был свой ежемесячный круг.
На основании этих данных воспроизведем лунную эклиптику - нарисуем Путь прохождения Луны через указанные в Мул Апин созвездия, согласно их интерпретации.
Изобразим ее на небосводе с помощью астрокалькулятора StarCalc.
Звездное небо и путь Луны в 1600 году на широте Александрии (Египет).
Белой волнистой линией указан реальный месячный путь - траектория Луны.
Желтым цветом указан путь Луны согласно Мул Апин.
Сделаем некоторые выводы:
1. В Мул Апин указаны 18 «стоянок - домов» Луны.
2. Стоянки Луны, соответствующие современным созвездиям зодиакального круга совпадают с современной эклиптикой Луны, которая практически повторяет солнечную эклиптику.
В современный Зодиак они попали из Мул Апин: Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.
3. Несколько стоянок, указанных выше и отображенных на небосводе не соответствуют современной лунной эклиптике. Эти созвездия под вопросом: Орион, Персей, Пегас, Андромеда и Жираф.
Пятая лунная стоянка переводится, как «Посох» и связывается некоторыми специалистами с созвездием Жирафа.
А когда, собственно помещено на небосвод созвездие Жираф?
Стоит обратиться к истории официальной астрономии.
Решением Международного астрономического союза принято, что число созвездий на всей небесной сфере составляет 88, причем 47 из них имена были присвоены примерно 4500 лет назад.
Оказывается, вот как давно?!
Это Большая Медведица, Малая Медведица, Дракон, Волопас, Телец, Водолей, Козерог, Стрелец, Весы, Дева, Скорпион, Близнецы, Рак, Лев, Овен, Рыбы, Орион, Большой Пес, Заяц, Геркулес, Стрела, Дельфин, Эридан, Кит, Южная Рыба, Южная Корона, Малый Пес, Центавр, Волк, Гидра, Чаша, Ворон, Волосы Вероники, Южный Крест, Малый Конь, Северная Корона, Змееносец, Возничий, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Персей, Лира, Лебедь, Орел и Треугольник.
Как видно, большинство названий взято из греческой мифологии.
Считается, что это число сохранил и древнегреческий астроном Гиппарх (якобы II век до н.э.) в своем звездном каталоге. Те же созвездия описал и александрийский ученый Клавдий Птолемей (тоже II в. н.э.) в известном труде "Альмагест".
Однако, реконструкция «Альмагеста» была проведена, почитать можно в
Датировках звездных каталогов Таковы были знания о созвездиях до начала XVII века.
В 1603 г. немецкий астроном Иоганн Байер к древним созвездиям добавил 11 (или 12) новых:
Павлин, Тукан, Журавль, Феникс, Летучая Рыба, Южная Гидра, Золотая Рыба, Хамелеон, Райская Птица, Южный Треугольник и Индеец.
Он создал небесный атлас Уранометрия (Uranometria).
В 1690 г. выходит в свет звездный атлас польского астронома Яна Гевелия «Уранография» (Firmamentum Sobiescianum sive Uranographia). В "пустоты" между древними созвездиями Гевелий поместил еще 11 созвездий:
Жираф, Муха, Единорог, Голубь, Гончие Псы, Лисичка, Ящерица, Секстант, Малый Лев, Рысь и Щит.
Интересно отметить, что, именуя эти созвездия, Гевелий руководствовался весьма оригинальными соображениями. Как он сам объяснял, например, созвездию Рысь он присвоил это имя потому, что в области, которую занимает это созвездие, звезды настолько слабы, что "нужно иметь глаза рыси, чтобы их увидеть и различить".
Однако, вернемся к лунным стоянкам.
Итак, первоначально стоянки Луны воспринимались как созвездия (звезды) на пути Луны.
В старинных традициях (после месопотамской), таких, как индийская, персидская, еврейская арабская и китайская, стоянки Луны играли важную роль и были разработаны разнообразные системы интерпретации стоянок.
Лунных стоянок стало больше.
Луна делает оборот вокруг Земли в течение месяца. Синодический месяц, промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (новолуниями) составляет 29,53 средних солнечных суток. Сидерический месяц, промежуток времени между двумя последовательными возвращениями Луны относительно звёзд, составляет 27,32 суток, как и тропический. Есть еще и драконический месяц. Это промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел орбиты в её движении вокруг Земли, продолжительность которого в начале 1900 года составляла 27,21 средних солнечных суток.
Звёздный месяц был больше 27, но меньше 28 дней. Это и нашло своё выражение в системе
накшатр индийской астрономии, которых насчитывается 27 или 28.
В литературе индуизма накшатры отождествляются с дочерьми
Дакши, жёнами бога Луны
Чандры.
Каждые сутки Луна смещается на одну стоянку вперёд и каждый раз видна на фоне другого созвездия. Таким образом, каждую накшатру Луна проходит приблизительно за один день.
Эклиптика поделена на накштары к востоку, начиная от этой точки.
Классический список 27 накшатр впервые встречается в
Джьотиша-веданге , датируемой V - IV веками до н. э.
Возникновение системы накшатр предшествует влиянию эллинистической астрономии на индийскую традицию, которое якобы началось около II века н. э.
У каждой накшатры есть свой планетный управитель. Их последовательность такова: Кету (Южный лунный узел), Шукра (Венера), Равви или Сурья (Солнце), Чандра (Луна), Мангала (Марс), Раху (Северный лунный узел), Гуру или Брихаспати (Юпитер), Шани (Сатурн) и Будха (Меркурий).
Список повторяется три раза, таким образом охватывая все 27 накшатр. Управитель каждой накшатры определяет планетарный период, известный как
даша, который считается важным в индийской астрологии для предсказания судьбы отдельного человека.
Каждая накшатра также имеет своё, правящее ею божество, и характеризуется полом, ганом, гуной, сословием, дошей, направленностью, сексуальным тотемом.
Нас интересует первая накшатра, которая принимается за точку отсчета.
В Википедии записано:
«Начальной точкой накшатр и зодиакальных знаков считается точка, расположенная на эклиптике прямо напротив звезды Спика, называемой на санскрите Читра (существуют несколько другие определения). С неё начинается знак Овна. Эклиптика поделена на накштары к востоку, начиная от этой точки.
Значит, первая накшактра связана с созвездием Овна!?
Первая накшатра:
Ашвини (санскр. अश्विनी, англ. Aśvinī, палл. Лоу сю ‘привязь’).
Связана со звездами β и γ Овна. Описание:
- Управитель:
Кету (южный узел Луны)
- Символ: лошадиная голова,
- Божество:
Ашвины, лошадиноголовые близнецы, лекари богов,
- Индийский зодиак: 0° - 13°20'
Меша,
- Западный зодиак: 26° Овна - 9°20' Тельца.
Созвездие Овна, показывающее Ашивини.
Итак, первым идет Южный лунный узел Кету. Управитель месяца ашвини Кету.
Кету ассоциируется с Ганешей и Матсьей - аватарой Вишну в образе гигантской рыбы. А символом ашвини является лошадиная голова.
Интересно! Посмотрим внимательно на рисунок выше. Чуть южнее Овна видим созвездие гигантской рыбы Кита - Cetus - Кету.
Кит - гигантская рыба с лошадиной головой?! Или головой петуха? Рыба или Дракон?
Из звездного атласа польского астронома Яна Гевелия «Уранография».
«
В образе кита воплощается амбивалентность: кит - и смерть, он и рождение (точнее - перерождение). Именно в смысле перерождения христианские богословы трактовали историю о ките и Ионе. Изначально же чудовищный кит-аспидохелон, воплощал первобытную рыбу, которая является опорой земли. Закономерным образом эта супер-рыба выступала и в качестве прародительницы всех рыб, о чем в "Голубиной книге" сказано: "Кит рыба всем рыбам мати" (в голубиной книге этот кит-прародительница имеет несколько имен - Китай-рыба, тит-рыба, Китра). На этом варианте кита покится мир (что вообще-то не единичный случай в мировом мифологическом пространстве), а его колебания являются причной землетрясений, ну и по итогу они приведут к концу света.
Древний Кит - это умопомрачительный монстр, больше похожий на дракона, нежели на горбача или кашалота» - такие интересные аналогии созвездия Кита проводит
vedaveta в своей замечательной работе
Чудо-юдо рыба кит.
На рисунках выше, что солнечная эклиптика проходит как раз между созвездиями Овна и Кита (головами барана и кита).
Рисунок ниже - скриншот из астропрограммы StarCalc.
Здесь обозначена современная лунная эклиптика (годовое прохождение Луны по созвездиям).
Четко видно, что лунная эклиптика проходит по созвездию Кита, в частности по голове гиганской рыбы. И цепляет лишь край созвездия Овна. А голова (β Овна) находится аж в 15 угловых градусах от лунной дороги.
500 г. до н.э. Лунная орбита проходила по границе двух созвездий Кита и Овна, применительно конечно же к современным границам созвездий. А каковы они были в древности?
Исключительно для сравнения.
А вот вторая накшатра тоже интересна:
Бхарани (
санскр. भरणी англ. Bharanī, ‘носитель’,тиб. Дранье, палл.: Вэй сю ‘желудок’)
Связана со звездами 35, 39 и 41 Овна.
Управитель:
Шукра (Венера)
Символ:
йони Божество
Яма, божество смерти, или
Дхарма Индийский зодиак: 13° 20' - 26°40' Меша
Западный зодиак: 9° 20' - 22° 40' Тельца
Значится - Бхарани и связана тоже со звездами Овна - Барана - Бхарани?!
Продолжение Части 6 следует…