В продолжение
Элефантина - Иерусалим. Элефантина располагалась на границе Египта с Нубией. Остров служил превосходной защитой для города и отличным пунктом для речной торговли. Город, лежащий в юго-восточной части острова, являлся столицей первого нома Вехнего Египта.
Большинство памятников Элефантины были уничтожены еще до XIX века, но зарисовки этих архитектурных чудес сохранились и по сей день. На острове были обнаружены остатки нескольких древних храмов, самым большим из которых является храм Хнума, расположенный в южной части острова.
От древнего храма Хнума и расширенного во время правления Нектанеба (якобы в 400-х годах до н.э.), а также в греко-римcкую эпоху, до наших дней дошел только фундамент.
К северу от храма Хнума располагается меньший по размерам храм богини Сатет.
Во время раскопок, произведенных с 1906 по 1909 годы, между храмом Хнума и храмом Сатет был найден некрополь священных овнов с захоронениями мумифицированных овнов, покрытых позолоченными картонажными футлярами, один из которых входит в экспозицию Нубийского музея.
/
Во времена правления царицы Хатшепсут был возведен храм в честь богини Сатет. Храм был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу. Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.
Фараон XII династии Аменемхет II (ок.1917-1882 гг. до н.э.) в Асуанской надписи назвал себя «Любимым Сатис, госпожой Элефантины». Фараон той же династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 до н.э.) построил канал в ее честь. Фактически весь Верхний Египет называли Ta-Satet или «Землей Сатет».
Рядом с храмом находился один из самых важных «ниломеров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.
Ниломер (измеритель уровня воды) состоит из наклонной шахты со ступенями, ведущей к Нилу, высота воды в котором отмечена на измерительных шкалах, нанесённых сбоку. Белые мраморные таблички показывают, что Ниломер римского времени в XIX веке был отреставрирован.
Так как теперь, после строительства плотины ГЭС, уровень воды всегда остаётся низким, Ниломер потерял своё значение.
Впервые имя Сатис появляется на кувшинах, найденных под ступенчатой пирамидой в Саккаре.
Сатис упоминается в "Текстах пирамид", где она очищает умершего царя священной водой разлива, принесенной в кувшинах с острова Элефантина. Обычно ее представляли в образе высокой, стройной женщины с белой короной Верхнего Египта с уреем, по бокам который обычно находятся рога антилопы или перья.
Храм Сатис украшен удивительными рельефами и несколькими хаотическими пилястрами. Также в храме изображена сама богиня Сатет в короне верхнего Египта с рогами антилопы.
Храм Сатис был воздвигнут на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков.
Археологические данные свидетельствуют, что остров был населен еще в додинастическую эпоху, а экспедиция Немецкого института археологии в Каире нашла под храмом Сатис остатки более древних храмов, относящиеся к периоду первых династий. И действительно, особенность храма Сатис заключается в том, что он построен на развалинах нескольких древних храмов, уходящих под землю слоями, как свадебный пирог.
Археологи уверены, что под храмами 18-й, 11-й, 6-й династии фараонов была найдена Раннединастическая структура. Эти постройки сильно отличаются от многих других храмов в Египте, где «старые» структуры - фундаменты просто удалялись, чтобы построить «новые».
Этот храм раннединастической структуры является одним из самых ранних, найденных в Египте.
Для этого небольшого святилища была использована естественная ниша в скале, которая расширялась в маленькие комнаты, в которых были найдены много мелких предметов быта.
Самое первое святилище относится к эпохе первых династий и датируется приблизительно 2900 годом до н. э., затем идет святилище эпохи Древнего Царства (2200 год до н. э.), храм эпохи Среднего Царства (1800 год до н. э.), храм эпохи Нового Царства и, наконец, реставрированный храм эпохи Птолемеев, который можно видеть сегодня и который датируется вторым веком до н. э.
Нынешний храм реконструирован Немецким археологическим институтом из блоков последнего храма эпохи Птолемеев.
Разнообразные эпитеты богини свидетельствуют о тесной связи Сатис со звездным миром и намекают на ее отождествление с Сириусом: "Госпожа звезд", "Хозяйка восточного горизонта неба, взгляд которой приносит радость", "великая в Небе, правительница звезд", "Сатис, чья красота освещает две земли".
В 1983 году астроном Рон Уэллс из Калифорнийского университета заинтересовался храмом Сатис и решил исследовать его ориентацию. Уэллс знал, что Сатис была тесно связана с разливом Нила, а значит, и с гелиакическим восходом Сириуса. Последний храм Сатис на этом месте был сооружен в эпоху Птолемеев, и он видел (заметно даже невооруженным глазом), что его ось повернута на несколько градусов к северу по отношению к оси более древнего храма, на развалинах которого он был построен.
Уэллс понял, что этот сдвиг в северном направлении может быть объяснен смещением Сириуса (тоже на север) в результате прецессии. Он вычислил, что храм эпохи Птолемеев имел ориентацию 24,65 на юго-восток, тогда как ось предыдущего храма располагалась под углом 30,60 к югу от восточного направления. Затем он обнаружил, что эта разница в 5,95 соответствует прецессионному смещению Сириуса за время, прошедшее между строительством двух храмов.
Несмотря на то, что точную ориентацию более древних храмов вычислить труднее, совершенно очевидно, что их оси еще больше смещены в южном направлении, и это подтверждает, что древнеегипетские топографы знали о влиянии прецессии на звезду Сириус и, что еще интереснее, следили за этим влиянием на протяжении трех тысячелетий.
Известно, что гелиакический восход Сириуса - это первое появление звезды на небосводе после длительного периода.
Период невидимости Сириуса начинается с момента, когда после захода солнца Сириус еще виден над западным горизонтом. В Египте это происходит в конце мая. После этого звезда приближается к солнцу и становится невидимой на фоне его яркого сияния. На самом же деле это происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца.
На небосводе же это выглядит так. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток. Поэтому для звёзд, заходящих на данной широте наблюдения, существуют промежутки времени, когда они находятся на дневном небе вместе с Солнцем, поэтому мы их не наблюдаем.
С течением времени Солнце перемещается на восток, именно поэтому Сириус начинает восходить утром раньше, чем Солнце. В какой-то момент времени звезда перестаёт теряться в лучах утренней зари и становится доступной для наблюдения. Считается, что в данный день произошёл гелиакический восход звезды.
Очевидно, что если мы наблюдаем звезду, восходящую на рассвете, то чем ближе этот момент к восходу солнца, тем труднее ее наблюдать. Поэтому возникает резонный вопрос, какое время должно быть между восходами двух светил, чтобы можно было четко наблюдать восход звезды в лучах восходящего солнца?
На сколько градусов должно быть Солнце ниже горизонта для четкого наблюдения восхода Сириуса и ориентации храма на восход звезды?
В своей книге «Эхо древних небес» специалист по археоастрономии д-р Эд Круп пишет:
«После исчезновения с ночного неба (на семьдесят дней) Сириус вновь появляется на рассвете, перед восходом Солнца. Это событие, происходящее каждый год, называется гелиакическим восходом звезды. В этот день Сириус остается видимым только в течение короткого промежутка времени, пока небо не станет слишком светлым, чтобы различить звезду. В Древнем Египте ежегодное повторное появление Сириуса выпадало близко к летнему солнцестоянию и совпадало по времени с разливом Нила. Исида, как и Сириус, была «хозяйкой начала года», поскольку египетский Новый год увязывался с этим событием. В новогодних церемониальных текстах в Дендере говорится, что Исида уговаривает Нил выйти из берегов. Метафора астрономическая, гидравлическая и сексуальная, она параллельна функции Исиды в мифе. Сириус оживляет Нил так же, как Исида оживляет Осириса. Ее черед прятаться от Сета, когда Сириус уходит (на семьдесят дней) с ночного неба. Она (Исида) дает жизнь своему сыну Гору, а Сириус дает начало новому году, и в текстах Гор и новый год отождествляются. Она является связующим звеном для возрождения жизни и порядка. Воссияв на один миг, только в одно утро летом, она пробуждает Нил и начинает год».
Археоастроном говорит о коротком промежутке времени.
В свою очередь, период перед восходом или заходом Солнца называется сумерками. В это время солнечный диск находится недалеко от горизонта, а потому часть лучей, попадая в верхние слоя атмосферы, отражаются от неё на земную поверхность.
Принято различать три вида сумерек: гражданские, навигационные и астрономические, в зависимости от максимального угла нахождения Солнца (центра солнечного диска) под истинным горизонтом. Светлая граница сумерек составляет 0°50′.
Большинство источников даёт следующее разделение по виду сумерек:
Сумерки
Угол нахождения Солнца под горизонтом
гражданские
от 0°50′ до 6°
навигационные
от 6° до 12°
астрономические
от 12° до 18°
Навигационные сумерки. Считается, что в интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 6° до 12° уже хорошо видны все навигационные звезды и всё еще видна линия горизонта, что позволяет судоводителю использовать секстант для измерения угла между небесными светилами и видимым горизонтом.
Астрономические сумерки. В интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 12° до 18° большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью тёмное и практически не отличается от ночного. В это время астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, например звёздами.
Во многих случаях под названием "астрономические сумерки" понимается все время, когда Солнце находится между пределами 6 и 18°.
Можно сделать вывод, что после погружения Солнца ниже 12° сумеречное освещение на земле практически прекращается и на небе остается только слабый свет зари.
Во времена Птолемея, в случае гелиакических восходов и заходов звезд первой величины, если звезда и солнце находились на одном горизонте, то угол погружения солнца за горизонт принимался равным 11°; если на противоположных горизонтах, то угол погружения принимался равным 7°. Для звезд второй величины эти значения составляли 14° и 8,5°.
Однако не надо думать, что даже в Египте все звезды можно наблюдать в тот самый момент, когда они появляются над горизонтом. По утрам особенно часто бывают туманы, поэтому нередко из-за постоянной полосы испарений вдоль горизонта видны только самые яркие звезды, а остальные только когда они поднимутся на 1° или 2°.
Солнечный диск перемещается со средней скоростью 0,25° в минуту, или 15° в час (360° за сутки), но перемещение при восходе и закате происходит, как правило, не под прямым углом к горизонту, поэтому продолжительность любого интервала сумерек определяется этим углом, увеличиваясь при более острых углах. Угол траектории перемещения солнечного диска вблизи горизонта зависит:
- от географической широты места;
- от времени года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
Наименьшая среднегодовая продолжительность сумерек наблюдается на экваторе.
Астрономы утверждают, что в целом в Египте во время гелиакического восхода звезды Сириус, Солнце находилось примерно на 10° ниже горизонта.
Так и примем эту угловую величину в дальнейших расчетах.
Итак. Сатет - Сатис была тесно связана с разливом Нила и с гелиакическим восходом Сириуса. Последний храм Сатис на этом месте был сооружен в эпоху Птолемеев.
Храм Сатет 24°05′28″ с. ш. 32°53′12″ в. д.
Исследуем его ориентацию, используя для вычислений, Google Earth и небесный калькулятор StarCalc 5.72.
Храм Сатет в нынешнем виде имеет ориентацию по азимуту 114,66 градусов, или ориентацию 24,66 на юго-восток, что соответствует ориентировки храма эпохи Птолемеев.
29.07.2000. Гелиакический восход Сириуса. Азимут = 108,65°.
Восход Сириуса - 1° (0.992) над горизонтом. Горизонтальные координаты - высота Солнца ниже на 9.63° Сириуса (8.642+0.992).
Разница между восходами Сириуса и Солнца 42 минуты (04.34 и 05.16)
Направление на Сириус, азимут 108,65°.
Даты (год, день) и азимуты, прямое восхождение, склонение гелиакического восхода Сириуса, на основании вычислений небесного калькулятора StarCalc 5.72
Сводная таблица.
Храм был построен по подсчетам почти 5000 лет назад, одним из первых и был практически уничтожен.
В районе 2000 -х годов до нэ. гелиакический восход Сириуса происходил во время летнего Солнцестояния (склонение Солнца максимально 23.55).
Обратим внимание, что на протяжении 500 летнего периода (1 - 500 гг. нэ.) дата 13.07 гелиакического восхода не меняется. Сириус лишь на 5 минут позже стал подниматься над горизонтом.
Стоит заметить, что именно на рубеже 500 лет нэ. прецессионный ход Сириуса изменил направление. Азимут (амплитуда) Сириуса раньше смещался ближе к востоку, после 500 года (107.52) движется ближе к югу на небосводе. Связано это с аналогичным изменением склонения (широты) Сириуса. До этого рубежа склонение звезды однозначно указывало ее смещение ближе к небесному экватору (-16.27 ; -15.45). Сейчас звезда смещается южнее от экватора (-16.43).
Все эти изменения наблюдаются на фоне линейного поступательного смещения Азимута Солнца к восточной точке горизонта от 2000 г.до нэ до настоящих дней (63.2; 69.03). Склонение Солнца менялось неуклонно в направлении небесного экватора (+23.55; +16.43)
Исходя из расчетов, и вышесказанного можно констатировать в первую очередь, что никаких глобальных смещений земной оси, за исключением прецессионных движений, не происходило.
А изменения склонения Сириуса на рубеже 500-х годов нэ, вероятно, происходило из-за движения самой системы Сириус относительно Солнечной системы.
К тому же звезда в системе Сириуса не одна.
Click to view