(no subject)

Sep 17, 2005 18:44

В РПЦЗшном журнале "Русский пастырь" за 2000-й год прочитал в разделе вопросов-ответов следующее:
- В сугубой ектении, полностью заздравной, есть прошение: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и благочестивых царех и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных". Прошение явно заупокойное. Но сейчас (да и в прошлом ведь было!) много только что отстроенных храмов, создатели которых живут и здравствуют... Должно ли как-то изменить прошение?
- Мне кажется, что идея поминовения усопших строителей и благодетелей храма имеет глубокий смысл. Пока строитель и благодетель жив, он имеет и почет, а о его здравии и другие могут молиться, например, его близкие и он сам. Он может, например, подавать о себе просфору. Но вот он умер, и близкие скончались - он будет спокоен, что в храме о его упокоении уже вечно будут молиться. Поэтому я думаю, что изменять прошение не нужно ни в коем случае.
свящ. Тимофей Алферов
Мне показалось, что такой ответ на вопрос сродни: "Скажите, каким полотенцем можно вытереть руки? - Да, руки надо вытирать обязательно". Ну да ладно. А как же на самом деле ответить?
Практическая подоплека отрицательного ответа понятна - почти невозможно точно отследить, когда же кто-то из строителей помрёт, чтобы начать его поминать в этом прошении. Но о ком же мы молимся в этом прошении, в таком случае, за первой литургией в новопостроенном храме, когда точно известно, что все живы и здоровы?
Я думаю, что мы никогда точно не знаем всех, благодаря кому мы молимся в этом храме. Может быть, был кто-то, кто вложил строителю храма благую мысль о его постройке, и сейчас уже почил, может быть, кто-то из уже преставльшихся прямо или косвенно пожертвовал две лепты от своего материального достатка, несколько минут от своего времени и несколько мыслей от своих знаний, которые стали кирпичиками в стене этого храма.
Мы твёрдо знаем такую вещь - на Суде, которого никто не избежит, Господь будет искать не за что нас осудить, а за что нас оправдать. И как знать, не вменится ли нам в строительство храма (или ино что) нечто, чего мы даже сами за собой не знаем...
"Господи! когда мы видели тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе?" (Мф.25:37-39)
Previous post Next post
Up