Николай Заозерский является также автором работ "Церковный суд в первые века христианства" (Кострома, 1878, 361 с.) и "Церковная власть" (Сергиев Посад, 1894, 458 с.). Он - ученый канонист, и в своей работе
"О диаконах" рассматривает проблему (суть которой понятна из подзаголовка статьи) именно с канонической позиции. Это довольно узкий подход для разрешения такого вопроса, но не в этом главный недостаток его труда (хотя можно оспорить некоторые его доводы и на поле канонического права).
Беда в том, что автор всё время говорит о нарушениях, которых не было и нет. Он ставит диакона во главу евхаристического собрания, чего не происходит в реальной жизни, и более-менее успешно доказывает неканоничность такого положения. А реально имевшая место практика, когда диакон возглавляет соборную молитву мирян в отсутствие иерея, практически остается без должного анализа и оценки.
Однако, это статья вызвала появление
работы С.Д. Муретова, посвященной той же самой проблеме, работы вполне достойной, и в этом, наверное, самый главный успех труда Заозерского.