Конференция в Ариэле, 31.10.2019

Nov 01, 2019 06:02

31 октября 2019 года в университете Ариэль состоялась международная конференция "Монумент в ландшафте", посвященная монументальным памятникам в южно-левантийском ландшафте и организованная д-ром Михаэлем Фрейкманом.

В начале "ключевой докладчик" Юваль Гадот из Тель-Авивского университета прочитал лекцию "Символы в ландшафте: Рамат Рахель и ее роль в ландшафте вокруг Иерусалима". Он познакомил присутствующих с результатами раскопок дворца ассирийского наместника, использовавшегося и позднее, включая реконструкцию дворца и сада (на основе пыльцы, сохранившейся в штукатурке, Дафна Лангут) и анализ обзора дворца из разных точек Иерусалима, и предложил свои выводы относительно того, что это строение символизировало. Вкратце: как и любой другой дворец - власть.

Давид Бен Шломо из Ариэля рассказал о монументальном строительстве в Хевроне - главным образом об оборонительной стене в Тель Румейде и о Пещере Махпела, упомянув также Алоней Мамрэ.

Омри Абади из Бар Илана прочел доклад "Монументальные гробницы Иерусалима как средство для понимания изменений в обществе на исходе периода Второго Храма". Абади делает вывод о привлечении Иродом разного рода "чужаков", включая геров, и достижение ими высокого положения в обществе.

Шай Бар, Хайфский университет, подытожил исследования покойного Адама Зерталя и др., структур в форме отпечатка ноги эпохи Железа в Иорданской долине и Восточной Самарии. Всего таких структур было найдено пять. Керамика датирует их XIII-VII в. до н.э. См. фото.

Орит Пелег-Баракат из Еврейского университета в Иерусалиме рассказала о пирамидах в ландшафте на примере Хурват Мидрас. Оказывается, мы видим только верхушку пирамиды! Точнее, крышу в виде пирамиды над гробницей в виде квадратного в плане строения раннего римского периода. Любопытно, что такое внушительное погребение было воздвигнуто в сельской местности, а не в городе, что свидетельствует о тенденции сельских элит также демонстрировать свое положение.

Узи Авнер из Исследовательского центра Аравы и Мертвого Моря выступил с поразительным докладом "Символические каменные монументы в ближневосточных пустынях", на котором показал множество изображений круга с чертой внутри и прямой/извилистой линии, относящихся к самым разным временам и культурам, - догадайтесь, как говорится, с трех раз, что это символизирует. Самое сильное впечатления производят, конечно, эти изображения, выложенные большими камнями в пустыне. См. фото.

Моти Ѓайман из университета Ариэль прочитал доклад на тему "Поля туров (каменных груд) в южно-левантийских пустынях: погребение, культ и территория". Исследование исходит из спутниковых данных. Ѓайман различает три "волны" распределения туров: 1) "Навамис", в основном на юге Синая и частично в Ѓар а-Негев и на севере Негева, конец 4 тыс. до н.э. 2) Поля туров между Арадом и югом Синая, рядом с которыми находятся поселения середины 3 тыс. до н.э. 3) Четырехугольные платформы с "хвостиком" из ряда каменных насыпей, распространеные в нижнем Негеве и в горах северного Синая конца 3 тыс. до н.э. 4) Отдельные туры и различные архитектонные элементы в пустынях Аравии, найденные также в Негеве и Синае, без поселений. Почти во всех них были найдены погребальные (?) камеры, не просто пустые, а стерильно-пустые. Везде, где были найдены погребения, они являются вторичными. Согласно интерпретации Ѓаймана, эти туры служили для обозначения территории. Сопровождающие их архитектонные элементы носят культовый характер.

Кристина С. Рид, университет Бар Илан, рассказала о хронологии и функции дольменов и новом взгляде на это древнее явление, на основе своей работы в Иорданской долине и на севере Израиля. Работа только начинается, и Кристина подчеркнула важность подхода к дольменам как к широкому и с географической, и с хронологической точки зрения явлению.

Ури Бергер из Управления Древностями прочел совместный с Гоненом Шароном из Тель Хая доклад о новых открытиях в искусстве, запечатленном в дольменах. До сих пор примеров такого искусства в Израиле не было. В двух дольменях изображения (чего-то вроде трезубцев в одном случае и антилоп во втором) нашли на потолке дольмена, куда просто раньше никто не смотрел, а в третьем случае изображения антилоп и чего-то вроде окошек случайно рассмотрели на стене. См. фото.

Михаэль Фрейкман, университет Ариэль, познакомил слушателей со своей смелой интерпретацией мегалитического монумента на дне Кинерета напротив Бейт Йераха как отраженного в угаритском мифе о Данэле и Акхате. Поскольку эта работа еще не опубликована, пока воздержусь от подробностей, скажу только, что теория д-ра Фрейкмана представляется совершенно офигительной и вполне убедительной.

Рона Ависсар-Луис, независимый исследователь, и Рафи Луис из Хайфского университета рассказали о совместном (семейном) исследовании ландшафта Карней Хитин и небольшого храма, сохранившегося на скале в километре от горы (Хурват Канкуза). Храм периода поздней Бронзы - раннего Железа включает квадратное мегалитическое строение со стелами на задней стенке, алтарь со ступеньками к нему и теменос (огороженный двор). От него идет мощеные дороги в долину и к сезонному пруду. Недалеко от храма находилось укрепленное поселение.

Йоав Цур из Тель-Авивского университета прочитал лекцию "Культ в сельской местности: свидетельство из Хирбет Тевет, II тыс. до н.э." До сих пор на этом сайте были только находки, относящиеся к Железному веку, ново время раскопок под руководством Йоава в 2018 году на нижней террасе были открыты остатки культового сооружения более ранней эпохи. Сооружение состояло из главного зала, нескольких комнат, двора и портика. В одной из комнат было найдено большое количество культовых предметов, в основном целых: кубки, курильницы, импортная керамика, светильники, и пр., а также многочисленные кости животных, некоторые из которых были сожжены.

Сюембикя Фрумин из Бар-Илана рассказала о своих палеоботанических исследованиях храма в филистимском Гате и предложила свою интерпретацию возможной связи этого культа с одной из двух греческих, а точнее, догреческих богинь, Герой или Деметрой.

Итамар Вайссбейн из Еврейского университета в Иерусалиме прочел лекцию о ханаанских храмах в ландшафте. На территории Ханаана до сих пор было открыто более 25 храмов примерно на семнадцати сайтах. Основное внимание лектор уделил ханаанскому храму, недавно открытому в Тель Лахише и таким образом пополнившему число уже найденных там храмов до трех. В одном и том же месте не так уж часто находится более одного храма, и разница в их расположении в городской структуре может указывать на различие в их функциях.

Фотографии см. https://www.facebook.com/media/set/?set=ms.c.eJxNktltAFEIAzuKuI~%3B~_G4vWBF5~_RwaMQcI1PNpYvcz5RwaYfMBJFzgXiXPQglQArQUhANZ~%3BwBxAfUFIoCk~%3BRYzCF2QB6I61QEnk9QibKbmKIihie0SLRXNW~%3BAEnhcJkFYopnLdc15Tscs6wLt0HCMZoA0qexPSB6XEBuQC0L0jrr0R7jaXzANsSRchyPtITTWWnuGFsnA~_PRIldj5wedj0mMbrE3OYMbzlnOJW8kpiSzTTn2HTH9lCU8CmKR3H~%3BQfEpKjf17NnW12kwetRdThup2~%3B2Hjg~_zpxhwY23OkHcG42~_sUOxYIwbIW06wbfqBydRephJzueshiFDrIiyUeNxYnU~%3BONeaNt~%3BT32tqjkFOgRP5FaN~%3BYuHfQ6M860z0~%3BI0LXU9Qs12usCE8XuWcww~%3BMnySlwfdX~_Be8rz0g~-.bps.a.2653679774689501&type=1&__xts__[0]=68.ARCwQWuL2UoCoty7Kwc8OhTGWSrnfsVj_8EBvEtcNQFR3X9eV2qtLz9FHs2-z6FaOKDSBYgQ2PsRtd0Bayxf1U27eAwLDbFcDz2oe4jLGAI4Fo2NS2elcWv83RB6JJdYdWb_qVrO5dllwpvuKHafB35m4QBlfHZF1evWv76l4wZs3DUkOUmwWRpgf2Xsjkv3LXuWyDLShHUQbOi501vdjQWS9lYRxgxjHq0i3navKgmSmdX8OoAn&__tn__=HH-R

Ариэльский университет, Михаэль Фрейкман, конференции

Previous post
Up