Кишле

May 25, 2015 19:47

Кишле - это квадратное здание с большим внутренним двором, примыкающее к комплексу "Башня Давида", в Старом городе Иерусалима, на краю Армянского квартала. "Кишла" по-турецки - "казарма", и именно в качестве казармы здание было возведено в XIX веке турецким правителем, но вскоре преобразовано в тюрьму. Тюрьмой оно осталось и при британцах, сменивших турок, и при иорданцах, сменивших британцев. Израильтяне, присоединив восточную часть Иерусалима в 1967 году, не стали нарушать традицию и разместили здесь штаб полиции Старого города.

Ну и всё, казалось бы? И что археологам до здания, которому и двухсот лет нет? (Да, мы тут избалованные, у нас археология начинается от 1700 года, да и та интересует единицы, то ли дело ну хотя бы византийский период).

Но конечно же, нет такого места в Старом городе Иерусалима, которое вело бы отсчёт лишь с XIX века, и Кишле не исключение. Раскопки, начавшиеся как подготовка к строительству образовательного центра при музее "Башня Давида", ушли на много метров вглубь, и по одному этому раскопу можно составить краткий конспект истории Иерусалима. Руководил работами Амит Реэм (Amit Re'em) - ныне главный археолог Иерусалимского округа Управления древностей.

Раскопки проходили в здании, которое является частью исторического комплекса Кишле, но сейчас принадлежит музею. Вот оно на фото, вид на юго-восток: правая, западная стена здания примыкает изнутри к османской крепостной стене, опоясывающей Старый город. Низкое здание, уходящее влево, - это южное крыло Кишле, далее по курсу - комплекс Армянского патриархата, а на заднем плане - бенедектинский монастырь Дормицион на Сионской горе.



Фото: Таль Нисим, ynet.

Простое прямоугольное здание размером 50 на 9 метров, казалось бы, не таит особенных сюрпризов. Между тем, история начинается уже с крыши. Сегодня она является частью прогулочного маршрута "По стенам Иерусалима", однако при иорданцах здесь был ещё один этаж. А в нижнем этаже до недавнего времени располагались конюшни полицейского участка. После их закрытия и начались археологические раскопки (в 1999 году).

Первое, что обнаружили археологи, - это свидетельства пребывания здесь заключённых эпохи подмандатной Палестины. Время, как известно, было неспокойное, евреи и арабы объединялись в подпольные группы, которые воевали с британцами и между собой. На штукатурке, покрывающей стены камер, археологи нашли надписи на иврите, арабском и английском. В потолке до сих пор видны остатки решёток.

Само же здание относится к османскому периоду и представляет собой ряд сводчатых перекрытий на опорах. Западной стеной зданию служит, как уже было сказано, крепостная стена Иерусалима. Она, в свою очередь, была возведена четырьмя веками ранее - в 1541 году, султаном Сулейманом Великолепным.

На этом история турецкого здания заканчивается, но под его полом прячутся ещё несколько слоёв. В Средние века, в период крестоносцев, под восточной стеной будущей турецкой тюрьмы была небольшая фабрика. Здесь были найдены восемь оштукатуренных ванн разного размера, в которых, по-видимому, красили ткани или дубили кожи. Эта находка подкрепляется историческими свидетельствами: в 1172 году в Иерусалим приехал известный еврейский средневековый путешественник Вениамин Тудельский, который, среди прочего, отметил, что у подножия дворца крестоносцев размещалась фабрика по производству крашеных тканей, принадлежащая евреям.

Ещё дальше вниз, в трёх метрах от пола тюрьмы, археологи обнаружили две массивные стены, протянувшиеся на 50 метров в направлении с севера на юг, каждая толщиной по два метра. Пространство между стенами было аккуратно заполнено землёй и камнями. На основании осколков керамики и монет стены были датированы эпохой царя Ирода (конец первого века до н.э.).



Фото: Таль Нисим, ynet.

О роскошном дворце, который Ирод построил к югу от комплекса крепостей (где сегодня размещается музей), нам известно из текстов историка Иосифа Флавия. Он описывает огромное богато украшенное здание, с залами для пиршеств, спальнями, садами и фонтанами. Однако этот дворец никогда не был найден - очевидно, он был разрушен до основания в ходе подавления еврейского восстания в 70 году. Амит Реэм предполагает, что он обнаружил стены, построенные для поддержания платформы, на которой стоял дворец. Под этими стенами он также нашёл канал глубиной 7 метров, частично пробитый в материковой породе, - по всей видимости, часть канализационной системы дворца. Этот канал сбрасывал воду в долину к западу от дворца, где сегодня расположен парк и "Бассейн Султана", а когда-то это была часть Долины Еннома. Выход канала был найден на склоне с наружной стороны крепостной стены.

Итак, иродианские стены построены на материковой породе - но это не означает, что археологическая история этого участка подошла к концу (точнее, к началу). Чуть западнее этих стен была обнаружена ещё одна массивная стена из обтёсанных камней, толщиной пять метров, датированная хасмонейским периодом. Почему нельзя было включить эту стену в постройку дворца и сэкономить время, силы и строительные материалы? По мнению Реэма, причина идеологическая: Ироду важно было не только возвести дворец, но и продемонстрировать смену власти. Как и во многих других случаях, он намеренно снёс хасмонейские постройки (в данном случае - ни много ни мало, городскую стену) - "до основанья, а затем". (Невозможно в этом месте не задуматься о том, что в конечном итоге от обеих построек осталось лишь несколько рядов кладки фундамента. Вообще, судьба монументальных сооружений Ирода удивительна, но это отдельный рассказ).

Ну и наконец, последний, а точнее первый этап истории этого небольшого участка - ещё одна городская стена, которую археологи датировали правлением царя Хизкиягу (Езекии). Это часть так называемой "Широкой стены", которую возвёл иудейский царь, поднявший восстание против нового ассирийского императора Синаххериба в конце 8 века до н.э. Готовясь к неизбежно последующей вскоре кампании ассирийцев, Хизкиягу стремился укрепить оборону Иерусалима. Для этого он, во-первых, переправил воду из главного источника Гихон внутрь городских стен, пробив тоннель, - это наиболее распространённая версия происхождения Силоамского тоннеля под Городом Давида. А во-вторых, построил "Широкую стену" - оборонительное сооружение толщиной семь метров, участки которого были обнаружены во время раскопок Нахмана Авигада в Еврейском квартале. Эти события упоминаются в книге пророка Исайи, и в данном случае раскопки подтвердили это свидетельство. Находка дополнительного участка в Кишле позволяет понять, где проходила западная граница Иерусалима в эпоху Хизкиягу.



Фото rosie_hobbit

Образовательный центр в Кишле пока не открыли. Здание обычно заперто на замок, и зайти туда можно только в составе туристической группы с гидом музея, дважды в неделю. В планах - открытие здесь новой экспозиции, возможно, с применением новейших технологий - например, с "реконструкцией" различных слоёв в виде голограммы, которая будет вырастать перед глазами зрителей и затем исчезать, - как и происходило в реальности. А пока это просто камни и стены - 2700 лет, спрессованные в таком скучном на вид здании.

Источники:
краткий отчёт Амита Реэма на сайте Управления древностей
заметка на сайте ynet (Михаэль Яакобсон)
ивритская статья о Кишле в Википедии
страничка Кишле на сайте "Башни Давида"
а также экскурсия Амита Реэма под названием "Неизвестный Иерусалим", на которой мне посчастливилось побывать и которую я горячо рекомендую. Она недешёвая, но она того стоит, поскольку проходит по местам, ещё не открытым для публики, а Амит - потрясающий гид. Ссылка ведёт на экскурсию, которая состоится через несколько дней, и на неё скорее всего запись уже закрыта, но она повторяется раз в пару месяцев.

Заглянуть в Кишле можно, посмотрев вот это видео об официальном открытии раскопа, вместе с расчищенным оборонительным рвом Башни Давида:

image Click to view



В статье на сайте ynet, ссылка на которую выше, тоже есть видео, посвящённое именно Кишле. Оно, к сожалению, ужасно смонтировано, и камера как будто намеренно избегает показывать то, о чём в данный момент говорит рассказчик. Но можно получить общее представление.

Управление древностей, Амит Реэм, Иерусалим

Previous post Next post
Up