Развалины у Западной стены

Mar 28, 2015 18:56

Одна из самых волнующих достопримечательностей в Старом городе Иерусалима, особенно для евреев - это груда каменных блоков в южной части Западной стены, часть Археологического парка Иерусалима и центра Давидсона, рядом с площадью перед Стеной плача. Информационные буклеты и книги, гиды и археологи объясняют, что эти камни упали на улицу во время разрушения Второго храма, в конце Великого восстания 70 г. н.э., и это самое ощутимое и наглядное свидетельство разрушения.

Однако профессор археологии Шимон Гибсон (Shimon Gibson) предполагает, что на самом деле эти стены простояли ещё 300 лет после разрушения Храма и были обрушены не руками людей, а силами мощного землетрясения, потрясшего Иерусалим в 363 г. Эта версия была представлена в Бар-Иланском университете в конце прошлого года и, разумеется, вызвала бурные возражения среди археологов.



Фото: Эмиль Салман.

Профессор Биньямин Мазар обнаружил упавшие блоки во время раскопок в 1970-х гг. Выдвинутая им гипотеза, что это развалины Храма, была принята всеми учёными. Однако Гибсон указывает на слабые места этой теории. Во-первых, сегодня нам известно гораздо больше о жизни Иерусалима после разрушения Храма, чем знали археологи в 70-е гг. Недавние раскопки показали, что римский Иерусалим (известный как Элия Капитолина) был живым густонаселённым городом, с прочными домами, широкими улицами и кипучей торговой жизнью.

“Теперь нам известно гораздо больше о позднеримском периоде”, - говорит Гибсон. - “Если здесь существовал жилой квартал, как можно было оставить прямо посередине груду развалин 70 г.? Никто не живёт рядом с такими горами мусора, их убирают. И зачем привозить камни для строительства новых зданий издалека, если можно воспользоваться этими?” Недалеко от этих каменных блоков внучка Биньямина Мазара, Эйлат Мазар, раскопала римскую пекарню. “Кто стал бы покупать хлеб в пекарне, окружённой полуразрушенными стенами и огромными камнями?” - добавляет Гибсон. - “Никто не строит новое здание рядом с четырёхэтажными развалинами”.

Гибсон также указывает на сходства с архитектурой храма Гроба Господня, Пещеры патриархов и Мамре, где имеются похожие колонны. Все три строения, важные для верующих, были возведены в начале четвёртого века - через несколько сотен лет после разрушения Храма. Согласно Гибсону, их строители видели стены Храмовой горы и пытались их имитировать, в рамках характерного для христианства тех лет стремления продемонстрировать, что оно наследует иудаизму.

Кроме этого, Гибсон не верит, что римский легион стал бы устраивать дорогостоящую и сложную операцию по разрушению этой монументальной постройки уже после того, как Храм был разрушен и сожжён, а Храмовая гора пришла в запустение. Учёный считает, что здесь поработала другая сила.

Землетрясение 363 г. хорошо задокументировано в христианских письменных памятниках, связанных с Иерусалимом. Оно произошло во времена правления императора Юлиана Отступника. Он стремился восстановить Римскую империю в том виде, в котором она существовала до введения Константином христианства как государственной религии. Юлиан поощрял языческий культ, а также позволил евреям вернуться в Иерусалим и восстановить храм. Но вскоре после начала строительства сильное землетрясение разрушило возведённый фундамент Третьего храма, как и множество других зданий по всей стране, нанеся огромный ущерб.

"В результате этого землетрясения половина Иерусалима была разрушена", - говорит Гибсон. - "Возможно, тогда же обрушилась и Храмовая гора. То, как лежат упавшие камни, больше похоже на результат землетрясения, чем разрушения руками людей." Он также цитирует исторические свидетельства, описывающие гибель евреев-рабочих от камней, упавших с Храмовой горы. Несмотря на то, что авторы этих свидетельств имеют собственный теологический интерес, когда описывают руины, всё же невозможно спорить с тем, что именно в этот год на страну обрушилось мощное землетрясение.

С другой стороны, проф. Рони Райх (Ronny Reich), который участвовал в раскопках Мазара в 70-х гг., а в 90-е гг. возглавил новые раскопки вместе с проф. Яаковом Биллигом, категорически не согласен с теорией Гибсона. "Она просто не выдерживает критики", - утверждает он. Его основной аргумент - слой земли толщиной в несколько сантиметров, обнаруженный под упавшими камнями. "Обвал лежит не на самой улице, а на трёх-пятисантиметровом слое отложений", - говорит он. - "Мы очень тщательно зачистили этот слой, в нём было найдено около 120 монет. Это слой, скопившийся на улице после того, как ей перестали пользоваться, и до падения стен, - видимо, в первые несколько зим после разрушения Храма. Самая поздняя монета относится к четвёртому году восстания - 69 г. н.э. Если Гибсон прав, как это возможно, что в последующие сотни лет здесь не упало ни одной монеты? Что происходило между 70 и 363 годом?"

Райх не утверждает, что легионеры разрушили Храмовую гору немедленно после уничтожения Храма - возможно, это произошло позже, например, в честь визита императора Адриана в 130 г. Но он уверен, что они уже не стояли в своём исходном виде в IV веке.

Однако Гибсона это не убеждает. Он считает, что монеты закатились под камни случайно, тем или иным способом. Например, строители, которые хотели выровнять дорогу, принесли откуда-то землю, или кто-то перемещал камни, чтобы использовать их вторично.

"В археологии есть такие идеи, которые нужно время от времени выдвигать, чтобы заставить всех задуматься", - говорит он. - "Мы все принимали на веру, что эти камни упали в 70 году, и я не хочу ни у кого отнимать то, что они символизируют. Но меня интересует историческая, сущностная сторона. Я пытался убедить себя, что я ошибаюсь, ведь так хочется, чтобы эти развалины датировались 70 годом, - но это просто нелогично. Моя цель - чтобы люди задумались об этом. Если я не прав - ну что ж, значит, я не прав. Жизнь продолжается".

Источник: Нир Хассон, "ГаАрец"
Перевод: rosie_hobbit

римский период, Шимон Гибсон, Иерусалим

Previous post Next post
Up