Дир Азиз

Sep 10, 2014 21:46


летом перед отьездом успел побывать еще в одном отличном и почти неивестном
месте. Оно называется Дир Азиз - по имени находившейся рядом арабской деревни.
доехать туда можно на любом транспорте. поднимаясь по 869 трассе в сторону голанских высот, надо свернуть
в сторону деревни Канаф. чуть не доезжая до нее (это последний поворот налево в сторону теплиц, когда
уже видны ворота Канаф) сворачиваем на асфальтовую дорогу, которая вскоре превращается в грунтовку
хорошего качаства. и затем петляем вслед за дорогой чуть больше километра, пока не упираемся в стоянку.
всё, приехали




дорога в Дир Азиз

стоянка расположена у склона горы. кстати, там стоял биотуалет, может пригодиться. мы же смотрим направо в сторону обрыва. и далеко внизу (метров 70 ) видим бассейн

бассейн, устроенный и названный в честь Аши Новика, милуимника-десантника, погибшего
во 2 ливанскую, ему было 36. Он жил в Канаф, и оставил 2 детей. Сам бассейн неглубокий, до 70 см,
но чистый и там можно сидеть, что мы и сделали


оттуда открывается офигенный вид на ущелье нахаль Канаф. такое ощущение, что тебя сейчас
выльет вниз, как из крана.

сам бассейн питается водой из одноименного источника, который находится в нескольких метраx. однако
я его не нашел. если я правильно понял, он сейчас закрыт за забором "мекорот"- там водозаборная башня.
источник использовался с древности. там был бассейн, довольно похожий на то, что можно
сегодня увидеть неподалеку в умм эль канатир. в сети можно найти отчет Зингбойма о раскопках
с фотками
http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail.aspx?id=1830

конечно же, источник не стоял сам по себе для древних трекkеров.
во времена мишны и талмуда к склонy над источником лепилась небольшая
деревня. если помотреть наверх, то можно увидеть массивное раскопанное здание


вид с дороги. видны колонны массивного сооружения

это синагога деревни. она была ракопана Хаимом бен-Давидом,
Цви Маозом и Ореном Зингбоймом под эгидой ун. Бар-Илан
и при участии местной бет-сефер садэ (я даже не знаю, как это на русский перевести,
пионеры что ли?).
тропинка поднимается в здание


и можно спокойно в него зайти


синагога (видимо благодаря тому что как бы "прислонилась" к склону,
сохранилась в севреной своей части практически доверху


если приcмотреться, то видно, что очень хорошо сохранилась белая известь (что то вроде стукко) на стене


и даже база сделанная из черепков (если кто то помнит как называется правильно русский термин
для этой "базы", буду благодарен)


интересно, что на полу также сохранились следы извести


это наводит на интересные мысли. я помню на лекциях по синагогам у самого-главного-синагогщика Ли Левина
мы спорили о том, а так ли на самом деле на голанах были евреи фанатичны в отличии от галилейских.
последние находки Ешу (и не только его) добавили жару в эту дискуссию. когда я смотрел на этот пол
(к сожалению, как видите, сохранился лишь крошечный кусочек) то вспоминал камни выложенные кругом
в центре синагоги в умм-эль-канатир, напоминавшие галилейские зодиаки, только без зодиаков.
а что если и здесь были они, только не мозаичные, а в виде росписей на шукатурке? есть еще много нераскопанных синагог, может и найдутся еще


это пол умм эль канатир, а на нём стоит Стелла и смотрит как раз на этот круг под своими ногами

несмотря на скромные размеры, те немногие части отделки которые видны потрясают качеством работы.
вот например часть архитрава:


а этот орнамент вообще сводит с ума. на минуточку- эта глубокая резьба, напоминаю, сделана по базальту:


врать не буду, я здесь не спец, и от литературы далеко, но очень напоминает
т.н. узел геракла, который часто встречается в римской архитектуре.

вообще, синагога выглядит немного необычно. я вот стащил план здания отсюда
http://www.lomdim.org.il/wp-content/uploads/2010/06/%D7%AA%D7%9B%D7%A0%D7%99%D7%AA-%D7%91%D7%99%D7%AA-%D7%94%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA-%D7%91%D7%93%D7%99%D7%A8-%D7%A2%D7%96%D7%99%D7%96.pdf



обратите внимание, что апсида, которая, как положено в поздних синагогах,
обрамляет "кодеш кодашим" (святая святых)- место где был "арон акодеш", находится не в одной
из коротких стен напротив входа, как принято в базиликальной архитектуре, а в углу длинной стены.


хорошо видно, что апсида также была полностью заштукатурена

такое странное решение было скорее всего продиктовано рельефом- "арона" должен быть развернут к Иерусалиму, но крутые склоны не позволили вытянуть синагогу в длину, и просто переместили сам кодеш кодашим, инсталлировав параллельно для удобства входы и с востока и с запада
маленькая деталь. прямо напротив кодеш кодашим в скамью был вставлен инересный хорошо обработанный базальтовый квадрат. он хорошо виден на плане (обведен мной красным кругом), но не обозначен и не обьяснен.


рсикну сделать преположение, что это фундамент для специального кресла называемого
קתדרא דמשה- кресло моисея



примерно вот такое. это катедра дмоше из куразима
вот здесь есть короткое описание
http://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_72.4.pdf
от самого кресла конечно же ничего не осталось

в общем красивейшее и интереснейшее место. очень советую.
из нашего собственного опыта- советую сначала попотеть и подняться в синагогу,
а потом уже спускатья к бассейну

иудаизм, синагоги, византийский период, Голаны

Previous post Next post
Up