Медное шило, древнейший металлический инструмент из найденных на Ближнем Востоке, был обнаружен во время раскопок в Тель Цаф. Статья, посвящённая уникальной находке,
опубликована в престижном научном журнале PLoS ONE учёными из Еврейского университета, Германского археологического института и Хайфского университета. Согласно данному исследованию, шило датируется концом 6 или началом 5 тысячелетия до н.э., отодвигая предполагаемое начало использования металлов в регионе на несколько сотен лет назад.
Тель Цаф - деревня периода среднего халколита (5200-4600 до н.э.), расположенная в Иорданской долине на границе между Израилем и Иорданией. Памятник зафиксирован в 1950х гг., первые раскопки прошли в конце 1970х гг. Крупная экспедиция Еврейского университета под руководством профессора Йосефа Гарфинкеля (Yosef Garfinkel) работала здесь в 2004-2007 гг., ими и было обнаружено медное шило. Но лишь сейчас, после того как профессор Сариэль Шалев (Sariel Shalev, кафедра археологии Хайфского университета) проанализировал его химические компоненты, находка была опубликована. С прошлого года в Тель Цаф работает совместная экспедиция Хайфского универстета (доктор Дани Розенберг - Danny Rosenberg) и Германского археологического института (доктор Флориан Климша - Florian Klimscha).
Фото: PLoS ONE
Средний халколит - малоизвестный период археологии Леванта, следующий за периодом Вади Раба и предшествующий позднему (
гасульскому) халколиту. В Тель Цаф были обнаружены дома из кирпича-сырца с внутренними дворами, с прямоугольными и круглыми комнатами, амбары для хранения зерна и различные приспособления для приготовления пищи. Анализ показал, что в амбарах могло хранится от 15 до 30 тонн зерна, что сильно превышает годовые потребности одной семьи. Это свидетельствует о беспрецедентном для Ближнего Востока уровне накопления излишков. Найденные во дворах печи были заполнены сожжёнными костями животных, что может свидетельствовать о крупных совместных трапезах. Исследователи предполагают, что речь идёт о процветающем обществе, наладившем торговлю на большие расстояния. Здесь были найдены предметы из обсидиана (вулканического стекла, происходящего из Анатолии или Армении), ракушки из Нила и других областей Средиземноморья, фигурки людей и животных и уникальная керамика, не похожая на находки в соседних регионах, наряду с несколькими черепками
убейдского периода, импортированными из северной Сирии или Месопотамии.
В поселении были найдены четыре захоронения: два из них внутри амбаров, два снаружи вплотную к стенкам. В одном из захоронений, вкопанном в пол амбара, была обнаружена женщина около 40 лет, на её талии сохранился пояс из 1668 бусин, изготовленных из скорлупы страусиного яйца. В этой же могиле было найдено и медное шило. Весь комплекс, очевидно, свидетельствует о важности для данной общины как погребённой женщины, так и амбара, в котором она была похоронена.
Фото: PLoS ONE
Шило конической формы было найдено рядом со скелетом и, вероятно, было положено в могилу в качестве погребального приношения. Возможно, оно принадлежало женщине при жизни. Длина инструмента 4 см, толщина у основания 4 мм, на конце - 1 мм. На узком конце отмечены следы вращения, а на широком конце следы деревянной рукоятки, что и позволило исследователям интерпретировать инструмент как шило. Предмет был полностью разъеден коррозией, поэтому определить технологию изготовления и изначальное соотношение компонентов металла оказалось невозможно. Однако анализ металла показывает, что он происходит с Кавказа, то есть за тысячу километров от Тель Цаф. Важен не только факт импорта самой меди, но также и то, что была импортирована целая технология обработки незнакомого материала. Это уникальное явление свидетельствует о важной роли данного памятника в регионе. Кроме того, это первое настолько раннее свидетельство использования металлов в Леванте. Ранее считалось, что металл появился здесь только в эпоху позднего халколита (вторая половина 5 тыс. до н.э.).
Фото: PLoS ONE
Тот факт, что шило было найдено в могиле, которая представляет собой одно из самых сложных захоронений этого периода в данном регионе, свидетельствует, очевидно, о высоком социальном статусе погребённой женщины и, возможно, демонстрирует первые признаки социальной иерархии и расслоения общества.
По материалам
ScienceDaily,
PastHorizons.