Оригинал взят у
levakov в
ФРЕСКИ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. СИДОНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА. На протяжении ряда лет, на страницах Живова журнала, стараюсь поделиться с любознательными читателями материалами на темы «Фрески Святой Земли» и «Художник Хаим Капчиц - наш современник». До определенных границ, они связаны между собою историей сохранения, а в отдельных случаях и воссоздания живописных произведений - фресок, сохранившихся на территории современного государства Израиль. К, сожалению, этих памятников совсем не много. Участие в этом процессе профессионального художника Хаима Капчица ЗНАЧИМО и, безусловно, требует популяризации и отдельной публикации.
В анонсе к этой теме были определены основные объекты, порядок их освещения и возможные дополнения. -
http://levakov.livejournal.com/35633.html?thread=377649 Объем сопутствующего материала, раскрывающего историю обнаружения, значимость объектов для изучения истории древнего мира, иконографических образов и их сакрального и иного содержания оказались непомерно большими. Многие научные источники оказались не оцифрованными, иные предлагались за определенную плату, что не приемлемо для некоммерческого издания. Эти и иные объективные факторы в определенном плане повлияли на характер излагаемой темы. В результате работы появились многочисленные параллельные темы, не вошедши из-за их объемности в предложенные ВАМ посты.
Сегодня, постараюсь рассказать о первом опыте художника, по научной реконструкции фресок «Сидонской пещеры» до этого никогда не имевшего дело с практической работой в области сохранения исторического наследия.
Фото № 01. Художник Хаим Капчиц. Фотография выполнена в1997 году, когда художнику повторно пришлось работать на этом объекте, исправляя ущерб, причиненный современными вандалами. В 1992 году художник получил частный заказ от управления национальными парками Израиля - разработать проект и эскизы возобновления фресок «Сидонской пещеры» и одной панели для «Пещеры музыкантов». Фреска, это одно из направлений, над которым художник плодотворно работал многие годы. Инициатором была ландшафтный архитектор Анат САДЕ, работавшая в группе специалистов по обоснованию границ и объектов показа создаваемого Национального парка «Бейт -Гуврин -Мареша». (
http://www.s-aronson.co.il/project/archaeological-parks-project2/ ). Её поддержал известный архитектор Геора Соллер. Подобная практика существует давно, со времен Эванса на Крите и продолженная во дворцах Санторина. (
https://picasaweb.google.com/106679485767962858098/THERA?noredirect=1#slideshow/5211704423257504002). К нашей теме ближе Расписные склепы ПАНТИКАПЕЯ - (
http://pantikapei.ru/raspisnye-sklepy-pantikapeya.html). Задача, поставленная перед художником Хаимом Капчицом, оказалась намного сложнее. К моменту начала работ по Сидонской пещере подлинных фрагментов на стенах не оказалось. Ущерб был нанесен еще до посещения усыпальницы археологами в 1902 году. К этому времени фигура «поводыря» слона, лица глашатая, всадников и музыкантов были стерты. Хотя деньги за охрану усыпальниц были оплачены, местные «феллахи» под руководством местного старосты, «добросовестно» все счистили. Датировочная надпись, позволившая установить принадлежность захоронения к Сидонской общине, вырублена. (
http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/616856). В качестве исходного материала, художник получил фотокопии с открыток доминиканцев и чистую стену. Ни подлинных стеклянных негативов, которых было естественно больше, чем опубликованных в 1905 году иллюстраций. Ни искусствоведческого анализа и материалов, по возможным аналогам - НИЧЕГО. Единственным благом, оказались добросовестно исполненные панели из композитных материалов. С помощью формопласта были сняты точные отпечатки с участка, на котором ранее находились фрески. Затем, на металлический каркас, были смонтированы панели из стеклопластика, полученные как отпечатки с ранее снятых форм. Естественно, что восстановление росписей пришлось осуществлять с использованием красок на основе «жидкого стекла». Подобная техника живописи известна давно. Некоторое представление о примененной технологии можно составить по данной публикации -
http://www.keim-russia.ru/docs/4-1-KEIM-PaintingsA.pdf К сожалению, в нашем случае художнику пришлось самому «изобретать велосипед» методом проб и ошибок. Он блестяще справился с этой работой, и как художник и как технолог.
Фото № 02. Интерьер усыпальницы. Фотография 1902 года. - Именно такую картину увидели археологи John P. Peters and Hermann Thiersch, спустившись поздно вечером, через пролом в своде. История этого открытия стара как мир. С тех пор, когда европейцы стали проявлять интерес к историческому наследию Ближнего востока, для аборигенов наступили золотые дни. Профессиональные грабители могил «неусыпно трудятся» последние 200 лет. Не удивляйтесь, если в центре Лондона или Парижа вы увидите великолепный антикварный магазин наполненный артефактами из СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. Два предприимчивых археолога, узнали, что на черном рынке антиквариата, в Иерусалиме, были проданы находки за 50 фунтов стерлингов. Громадная сумма по тем временам. Они наняли «проводника» и отправились в район Бейт-Гуврин. Здесь уже несколько лет трудились археологи, собирая остатки после грабителей. После осмотра нескольких пустых подземных помещений, проводник «за бакшиш» сжалился и предложил еще два «спуска». Так, цивилизованный мир, познакомился с «Сидонской пещерой» и «Пещерой музыкантов». Такие условные названия они получили. Великолепные рисунки компенсировали отсутствие исторических артефактов. Через неделю, археологи вернулись с американским консулом и известным иерусалимским фотографом Раадом. (
http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/616330) В течении трех суток, используя магниевую вспышку, фотограф осуществлял съемку. После каждой вспышки магния, приходилось ожидать, когда «осядет» пыль. Фотографии были показаны доминиканским монахам, видным ученым французской библейской школы в Иерусалиме. Монахи раскрасили фотографии и сняли копии с надписей и графитей. Затем были изготовлены отпечатки методом фототипии. (Или иным методом). Эти рисунки с исследовательскими материалами и обмерами были изданы в 1905 году. (John P. Peters and Hermann Thiersch, Painted Tombs in the Necropolis of Marissa (London: Palestine Exploration Fund, 1905).
Фото № 03. Та же фотография «раскрашенная» доминиканцами.
Фото № 04. План усыпальницы 1902 года. - Под литером «А» преддверие с алтарем и фигурой под № 32..Под литерами «В» и «С» - дополнительные помещения для первичных захоронений. За более чем 200 лет своего использования комплекс расширялся. Под литером «D» основной коридор, с первичными захоронениями ведущий к основной усыпальнице. Под литером «Е» подиум перед входом в храм-усыпальницу. Он же служил «СТОЛОМ ПОДНОШЕНИЙ». Помещение № 37- усыпальница главы Сидонской общины и место для размещения сосудов для повторного захоронения очищенных и освещенных костей. Слева и справа от него дополнительные камеры для той же цели.
Фото № 05. Как создавались подобные пещерные комплексы, можно «подсмотреть» на античной фреске из римских катакомб св. Марселлинуса и Петра. Многочисленные строительные инструменты, аналогичные изображенным на фреске, выставлены во многих музеях- (.
http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/610279 ) Слева, на фотографии, характерный образец «почерка» рубщика.
Фото № 06. Образец катакомбной лампады. Мы видим вариант наиболее «устойчивой» формы светильника для работы под землей. Они были на разное количество фитилей, в зависимости от потребности. Оливковое масло и фитили из растительных волокон обеспечивали ровное горение без копоти и освежали воздух в подземелье. Археологи выявили несметное количество ламп из разных материалов. На фреске из римских катакомб «вия латина», как бы продолжение предыдущей репродукции: изображен человек с корзиной на плече, возможно выносящий отработанную породу, и лампадой на цепочке.
Фото № 07. Античная фреска с храмовым комплексом и поминальным обрядом! Великолепный иконографический образец «являющий» живую картину «ДЕЙСТВИЯ». Трехплановая картина. Дальний план и фон картины - красная, гористая пустыня, удивительно похожая на Синайские пейзажи. В предгорье расположены храмовые комплексы. В центре композиции небольшой храм - усыпальница. Кровля покрыта пальмовыми ветвями, дабы солнечный свет, звезды и луна могли освещать небольшое внутреннее помещение. Храмовый двор окружен крытой колоннадой с глухими наружными стенами, защищающими сакральное пространство. Какая устойчивая форма организации «СВЯЩЕННОГО МЕСТА». Древняя иудейская «СКИНИЯ ЗАВЕТА» была организована по этой же схеме, но из более простых материалов, доступных кочевникам. А намного позднее, в ранний исламский период, появились «дворовые мечети». На переднем плане мы видим посвятительный храмовый обряд. Возможно, что именно так, художник решил показать то, что расположено внутри храма. Главный персонаж - статуя египетского бога ГОРА, в образе мальчика - юного Гора. Он представлен в эллинистических традициях обнаженным, увенчанным золотым венком и с подобием рога изобилия в левой руке. О том, что это египетский бог «Мальчик - Гор» свидетельствует палец правой руки, вложенный в рот. (
http://levakov.livejournal.com/pics/catalog/5554/616644). Очень редкий образ. Но именно этому божеству посвящена одна из двух бронзовых статуэток, найденная в МАРЕШЕ. За спиной Гора на фреске, мы видим стелу и памятную колонну с вотивной повязкой. Головная или наплечная повязка - это основные подношения. Перед пьедесталом - ветвь лавра. И, конечно священный огонь, воженный жрецом в серебряных канделябрах. Слева от композиции мраморное кресло. В погребальных мистериях, усопший усаживался в подобное кресло во всем великолепии своей земной жизни, дабы лицезреть посвященные ему игры, священные обряды, поминальную трапезу. А причем тут Сидонский погребальный комплекс в городе МАРЕША? Наиболее древняя часть этого помещения представляет собой входной проем со статуей и алтарем, центральный коридор с нишами для первичного захоронения, декорированными фресковым рисунком под ионическую аркаду, украшенную вотивными венками и повязками. Коридор «упирается» в дорический храм - усыпальницу, которому предшествуют три ступени и подиум - стол подношений. Та же схема, но естественно в сокращенном варианте. Другим аналогом финикийского храма может послужить знаменитая Библосская монета. Но, это совсем другая история.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.