Кумран.

Oct 23, 2013 22:11

Оригинал взят у bukvoed в Кумран.



В паре-тройке километров от северо-западной части Мёртвого Моря, у ущелья Кумран, находятся одноимённые с ущельем руины двухтысячелетней давности. По разным теориям, название может происходить от арабского "камар" (луна) или авляться арабским искажением греческого "каламон" (тростник). До середины двадцатого века объект не представлялся чем-то особенно интересным. Encyclopedia Judaica сообщает нам, что у ранних визитёров (кого именно ?) была основанная на созвучии названий гипотеза, что перед ними остатки Гоморры. Многие исследователи склонялись к мысли о форте - сперва Альберт Айзекс и британский консул Джеймс Финн (1856), позднее Эрнест Мастерман и Михаэль Ави Йона. Мастерман, правда, не мог понять, зачем форту большое кладбище на тысячу с гаком могил. В 1873 заехал знаменитый Клермон-Ганно, изучил кладбище и вроде бы ничего стоящего не нашёл.

Отношение археологической и околоархеологической общественности к кумранским руинам изменилось после того, как зимой 1946-47 бедуины наткнулись километрах в двух севернее на пещеру, а в ней на своего рода сокровища - кувшины с древними свитками. Поскольку с год назад arktal написал о них несколько познавательных постов, то я поленюсь раскрывать эту тему. Достаточно сказать, что свитки таки добрались до учёных, и понеслось. Между 1949 и 1956 иорданское Управление Древностей, Музей Рокфеллера и Библейская Школа провели на месте несколько сезонов раскопок, а начальник последней, Ролан де Во, вошёл в историю как "первый кумранский археолог". Позже копали многие другие, например в последние годы Прайс и Гутфельд. Параллельно совместными усилиями бедуины и археологи обнаружили ещё десять пещер с фрагментами свитков, весьма многочисленными, но порой совсем крохотными. Часть свитков повествовала о верованиях и обычаях некоей обособленно жившей секты, и возникло предположение, что именно в Хирбат Кумран и обитали сектанты. Эта гипотеза остаётся мэйнстримной до сих пор. Авторов свитков склонны идентифицировать с загадочными ессеями, упомянутыми у Филона Александрийского, Плиния Старшего и "нашего всего" Иосифа Флавия.

Наиболее ранние находки - остатки стен и резервуара и немного керамики 8-7 веков до нашей эры. Возможно, виноват царь Иудеи Озия, который "построил башни в пустыне, и вырубил много колодцев" (Хроники 2 26:10); или же в пустыне обосновались беженцы после ассирийского завоевания Израильского Царства. Поселение существовало относительно недолго, возможно до вавилонского завоевания Иудеи. К слову, некоторые осторожно отождествляют Кумран с "Городом Соли" (Ир Мелах) или с Сехахой, упомянутыми в книге Иегошуа (15:62) в одном предложении с Эйн Геди; но, насколько я понимаю, археологических подтверждений пока нет.

Основное внимание, естественно, привлекают более поздние периоды, которые согласно де Во выглядели следующим образом - со второй половины второго века до н.э. до землетрясения 31 года до н.э. (слой Ia и Ib), примерно с 10 года до н.э. до разрушения римлянами в 68 году (II), и похоже что в 68-72 на руинах стоял римский гарнизон (III). По последним данным разведки, воизможно в -31 - -10 Кумран не был полностью заброшен. Кроме того, от периода II отщипывают несколько последних лет и называют их IIb; предположительно в эти годы сектантов сменила какая-то другая, вероятно антиримски настроенная община (найдены ножи, наконечники стрел, другие типы керамики и отчеканенные восставшими монеты). Наконец, некоторые находки (монеты, сосуды, осколки стекла) относят к 73 - 132 годам (IIIb).

В каком качестве появился на свет ранний хасмонейский Кумран (Ia), пока неясно. Одни считают, что он изначально был отшельническим поселением, специально построенным в "медвежьем углу". Другие - что объект был основан как укреплённый пост (часть цепочки крепостей, построенных для охраны восточной границы хасмонейского государства и потерявших своё значение после прихода римлян) или вилла. Более того, некоторые отщепенцы несогласны, что в Кумране вообще когда-либо жили какие бы то ни было сектанты. Так, Маген и Пелег объявили объект фабрикой по производству керамики. В поселении имелось большое количество ступенчатых резервуаров, которые исследователи обычно считают миквами; но авторы уверены, что большая часть служила источниками гончарной глины; мол, частички глины приплывали по акведуку и оседали в резервуарах. К слову, вода стекала по акведуку с соседнего плато или из ущелья, а заодно собиралась с крыш; всё перечисленное, понятно, только зимой. Те же авторы полагают, что традиционная оценка населения Кумрана - порядка 200 - сильно завышена; дескать не больше 50. Но если им поверить, если в Кумране отродясь не водились сектанты-графоманы, откуда же тогдя взялись свитки ? Некоторые - опять же отщепенцы - полагают, что их могли унести из Иерусалима от римлян подальше. Но это так, спекуляции.

План римского Кумрана (Ib):



(Encyclopedia Judaica)

Западная часть поселения с севера:




Там же:







Печь для обжига керамики:




Резервуар:




Ступенчатые резервуары:







Дальше к востоку - башня:







Вид с башни на юго-запад; на переднем плане, кажется, печь для обжига керамики, за ней большой круглый резервуар:




Вид с башни на юго-восток; если не путаю, прямоугольное помещение на переднем плане - предполагаемый скрипторий:




Там же:










Двери:







Остатки колонн:




К вопросу о свитках и пещерах. В соседней скале, всего метрах в 80 от поселения...




...прячется пещера номер 4:




Вдали виднеется пещера номер 6:




Копия одного из свитков:




Из Коллекции Мэтсона, 1947-61:







Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Encyclopedia Judaica
The Qumran Excavations 1993-2004 Preliminary Report By Magen & Peleg
Отчёт ЖЖ-юзера sewa7
Отчёт ЖЖ-юзера gala67

иудаизм, Кумран, долина Иордана, римский период, осмотр, Иудейская пустыня

Previous post Next post
Up