Спасителю Москвы

Nov 21, 2012 16:33

Оригинал взят у archnadzor в Спасителю Москвы
Близится к концу юбилейный год. 2012-й рифмуется с 1812-м. Подумать только - это было 200 лет назад! - Нашествие иноплеменных, война, разрушения, гибель и увечья, патриотический подъем и паника, трусость и подвиги и наконец эпический городской пожар - предвестник самого грандиозного военно-политического краха в истории Нового времени.
Москва, двести лет назад павшая жертвой как зерно, которое «аще не умрет - не оживет», была прекрасна.



Французы, прошедшие пол-Европы, остолбенели, пораженные видом этого города. Над его созданием трудились зодчие многих веков и в особенности XVIII столетия, когда город восстал из пепла последнего великого невоенного пожара 1737 года. И этого города не стало. Новая Москва, пришедшая ему на смену, оделась в формы ампира - незнакомые довоенным дворцам и храмам.


И все же та прекрасная, старинная, допожарная Москва не совсем утрачена для нас. Ее красоту спас архитектор Матвей Федорович Казаков. В своих знаменитых альбомах - сборниках архитектурной графики, созданных в 1797 - 1805 годах, он запечатлел лучшие здания Первопрестольной и окрестностей. Чудом бумага, тушь и акварель оказались долговечнее кирпича, камня и кровельного железа. И сегодня мы - назло войне и огню! - знаем казаковскую Москву.


«Альбомы Казакова» это более трех сотен чертежей генеральных планов, фасадов и разрезов 103 «партикулярных» домов и усадеб и еще десятков «казенных» зданий, включая ансамбли Новодевичьего и Новоиерусалимского монастырей. Среди них творения самого Казакова, его современников и предшественников.



Над этим коллективным подвигом работала вся казаковская мастерская - ученики и помощники под руководством самого мастера, к некоторым листам, как считается, приложил руку он сам. Отменный рисовальщик, Казаков не брезговал черной работой, если, конечно, язык повернется назвать черной работу по созданию таких прекрасных вещей. Цель была грандиозна - создание единственного в своем роде «фасадического плана» Москвы, подобного которому мы не имеем и сейчас - в эпоху 3D-графики и битв за Генплан.
Выбор этих зданий - от роскошных палат до скромных городских домов, скорее всего, принадлежит самому Казакову. Это его глазами мы сейчас смотрим на допожарную Москву.
Шестнадцать громадных альбомов в кожаных переплетах хранятся в фондах Музея архитектуры им. Щусева. В полном объеме это собрание архитектурной графики никогда не издавалось, а уж о том, чтобы увидеть оригиналы, приходилось только мечтать.

9 ноября «Архнадзор» совместно с Музеем архитектуры почтил память спасителя Москвы скромным академическим вечером. Открыли его директор МУАРа Ирина Коробьина и координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. В программе была небольшая выставка, нечто вроде научной блиц-конференции и крохотный, всего из нескольких музыкальных номеров, концерт. И вдруг - неожиданно и радостно! - случился необычайный аншлаг. В зале музейного лектория во флигеле-руине было негде встать и под конец уже почти нечем дышать. Люди тянулись в МУАР после рабочего дня, стульев на всех не хватало, и они часами стояли в тесноте на ногах.
Ради Казакова.



Среди собравшихся были маститые архитекторы и студенты, искусствоведы, краеведы и просто любители истории и изящных искусств. Мы увидели много знакомых лиц, которым были рады, и еще много незнакомых, которым обрадовались не меньше.



В этот вечер никто не вспоминал, что формальным поводом для встречи послужил печальный юбилей - 200-летие со дня кончины Казакова. Никто не думал о смерти или разрушении. Мы чествовали спасителя Москвы.
Всего на несколько часов музей выставил под стеклом в лектории два альбома из своей коллекции. Весь вечер вокруг них толпились люди, почтительно склоняясь над витриной, дивясь изумительной расоте исполнения чертежей.



А своей кульминации вечер достиг в самом конце, когда публика начала расходиться. В этот момент рабочие музея подняли стеклянную крышку и в руках заведующей отделом архитектурно-графических фондов XVIII-XIX вв. Татьяны Дудиной оказались они - подлинные альбомы Казакова. Она листала их, и перед нами перелистывались страницы истории Москвы, истории русской архитектуры.



Это было чудо. Такого не увидишь в музее. Это сам Матвей Казаков показывал нам свою Москву. Для нас он позаботился о том, чтобы сделать точные обмеры и вычертить фасады, и чтобы с помощью затейливых откидных клапанов показать поэтажные планы зданий, чтобы мы могли зайти внутрь и оценить красоту и сложность их внутреннего устройства.



По легенде, престарелый зодчий, которого заботливые родственники эвакуировали в безопасную Рязань, скончался, получив известие о том, что Москва обращена в пепел. Мастер не пережил гибель красоты. Но теперь мы знаем, что Москва не погибла тогда. Казаков спас ее. Уцелели его альбомы, и красота стала бессмертной.

текст и фото - Наталья Самовер

Матвей Казаков, юбилей, Архнадзор, Москва, 19 век, 18 век, чертежи

Previous post Next post
Up