В суровую блокадную зиму Ленинграда архитектор А. Никольский создаёт уникальный документ - "Дневник академика архитектуры Александра Сергеевича Никольского с женой Верой Николаевной Никольской, живущих в Ленинграде в квартире 2 дом 9 по Клинскому проспекту во время осады Ленинграда в 1941-1942 гг. и эвакуировавшихся 7 февраля 1942 г. Тираж - один, единственный, именно этот экземпляр. 1-е и последнее издание".
Под этим длинным подробным названием - 127 страниц рукописного текста, иллюстрированного выразительными лаконичными рисунками. Тоненькие листики заботливо и красиво переплетены в виде книги в пестром матерчатом переплёте...
Часть первая. Начало
Месяц и один день шла бомбёжка города. Месяц и один день жена и я торчали на чердаке своего "жакта". Месяц и один день слушали мы в темени чердака тянущее за душу пение немецких моторов, полный томительного ожидания свист бомб и с необлегчающим облегчением мягко качались вместе с домом от взрыва на этот раз не в нас попавшей бомбы.
Сидели, слушали, напрягались, пугались и.... обтерпелись.
Как ни странно, но мы "привыкли" к этим ужасам.
...боевые тревоги начинались регулярно часов с 6-7 вечера и с небольшими перерывами длились всю ночь до утра, то есть до 6 часов.
И так каждую ночь.
Не успеешь спуститься с чердака после отбоя, как опять завоет сирена, и опять идешь на чердак. И так в ночь раз по пяти, по шести.
Спать в промежутки между тревогами не имело смысла. Я пробовал. Только заведешь глаза, как опять завоет сирена, загудят гудки и опять надо лезть на чердак. Некоторые промежутки были не более 5 минут.
...Поэтому я не ложился спать всю ночь и использовал промежутки между тревогами для работы - продолжал делать рисунки к своему стадиону (Стадион на Крестовском острове, строительство которого, начатое перед войной, было прервано - прим. МА) и таким образом проводил время до 6 часов утра.
Вид венчающей галереи и башни стадиона
Центральная парковая площадь на Крестовском острове
Перспектива венчающей галереи стадиона
...Так вот и жили.
...Вот тут появился на сцену замечательный Эрмитаж, с замечательным директором и замечательными его работниками. Мы прожили в Эрмитаже более 2-х месяцев и в нем теперь заканчиваем старый 1941 год.
По своей способности работать в любых условиях, я начал работать и в бомбоубежище. Впечатления переживаемой действительности отодвинули на второй план мысли, связанные со стадионом. Появилaсь новая, более современная тематика и новые рисунки, которых набрался целый альбом - около 30-40 штук...
Часть вторая. Эрмитаж.
...Вход в бомбоубежище 2-е и 3-е через 20-колонный зал, через запасный выход, на двор, под арку. Налево вход во 2-е, направо - в 3-е бомбоубежища.
...Светомаскировки на больших музейных окнах не было, и, следовательно, света зажигать было нельзя. Поэтому в 20-м колонном зале, в торцах его, стояли на полу аккумуляторы с маленькими электрическими лампочками.
Все остальное было черно, как сажа.
Александр Никольский. Эрмитаж. 3-е бомбоубежище.
Часть третья. Новый год.
31 декабря 1941 года. Среда
Сидим в бомбоубежище №3 под Эрмитажем уже 3 месяца. В нашей квартире битые стекла, холодно. Водопровод, канализация и электричество не действуют. Район в смысле обстрела неблагополучен. Дом старый, непрочный - тряхнет рядом - сам рассыпется.
В убежище нет света уже около 1.5 недель. Нет отопления. Сидим в темноте при коптилках. Собираемся домой.
Но чувствуем себя неплохо и предполагаем встретить новый, 1942 год.
Я склеил из полуватмана небольшую ёлку. Достать настоящую почти невозможно...
Александр Никольский. Эрмитаж. 3-е бомбоубежище
3 января. Суббота
...Верейский говорит, что Москва запрашивает о работах художников Ленинграда, интересуется ими и глядит как на героев.
Действительно - незаметные герои!
Рекомендовал мне тоже послать фото с моих рисунков...
4 января. Воскресенье
...пошёл на В.О. на 3-ю линию отвезти Николаю Николаевичу Степанову, моему помощнику по стадиону, на санках свой макет из пластелина - фигуру красноармейца со знаменем и винтовкой - проект оформления Нарвской площади, получивший на конкурсе 1-ю премию и право на существование...
Часть четвертая. Опять дома
8 января. Четверг
Каждая минута, каждое движение направлены на поддержание существования. 2-3 ошибки в мелочах приводят к серьезным неприятностям, вплоть до смерти.
Вот это в соединении с коротким днём и отсутствием электрчества лишают пока возможности работать.
А работать очень хочется.
Хочется продолжать начатое и исполнить задуманное.
Парк окончен. Четыре папки со 120-ю таблицами рисунков и 60-ю листами фронтисписов, автопортретов, заглавий, объяснений, текста общего и частного к каждой теме - тетради сданы в библиотеку Института гражданских инженеров и лежат рядом с Пиранези в первой комнате в шкафу прямо с левой стороны в нижнем отделении. Вес 4-х папок - полтора пуда.
Эту работу я случайно окончил в момент нападения на нас немцев - без 10 минут четыре утра 22 июня 1941 года.
30 рисунков стадиона - следующая большая работа - сделал во время войны, и даже 3 рисунка сумел сделать во время бомбежки и обстрела. Но это трудно далось.
Эту работу хочется продолжить. в голове уже все ясно сложилось. Дело только за руками, карандашом и бумагой.
Проект стадиона и парка на Крестовском острове. Арх. А. С. Никольский. Конец 1930-х гг.
.....под впечатлением работы над украшением Нарвской площади по заданию Исполкома, задумал новую серию работ.
Я задумал серию памятников - памятных точек боев за Ленинград. Такой - в полном смысле пространственный, коллективный памятник боям на подступах к Ленинграду. Главный объем - доминанта, кругом него - памятные точки - сателлиты, с характерными чертами рода войск и оружия, выраженных в архитектурных формах.
У меня есть наброски огневой точки, батареи, зениток, танков, аэродрома и т.д.
Такое отражение современности, да ещё военной, т.е. передовой техники, невольно наводит на мысль о железобетоне, как единственном (кроме металла) материале, соответствующем замыслу. Надо думать о драгоценной и в то же время вечной обработке поверхности ж.б. материала.
Вот и тут, как может заметить "вдумчивый" читатель, проскальзывают "тщательно скрываемые" мной мысли, свойственные "конструктивизму", не к ночи будет помянут...
15 января. Четверг
....А жизнь течет своим чередом. Вчера был день исключительный по внешним обстоятельствам. К.И.Кашин защитил диссертацию на кандидата архитектурных наук - 12 голосов из 12-ти присутствующих, и в ночь умер Василий Петрович Малиновский (архитектор, друг А.С. Никольского - прим. МА). Сейчас пришёл от него.
22 января. Четверг
...За три недели по статистике Союза умерло 40 архитекторов - членов Союза. Это по два человека в день.
Смерти уже не потрясают. Нервы притупились...
Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать.
Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев - войск, освободивших Ленинград.
Специалист должен быть готов всегда, - я и готовлюсь, не ожидая понукания извне, не ожидая заказов...
Арки, я думаю, правильно проектировать с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное - времени... Поэтому я придумал временные триумфарки из комбинации гигантских - 20-метровых - знамён, декорированных под арку.
Основа такой конструкции - или трос, перекинутый через улицу с дома на дом, или пожарные лестницы "магирус", по два, по три магируса на арку.
Такую арку легко сделать в 3-4 дня, максимум в неделю. Т.е. сшить красную материю, пришить бахрому, кисти, написать лозунги и слова приветствия, вшить трос и сделать наконечники копий древков. Поставить арку на место займет один, максимум 2 дня. А при сноровке и 1/2 дня...
Мыслей, и конкретных, много, но, к сожалению, фиксация их на бумаге затруднена или просто невозможна.
Нет электричества, а светлое время тратится на обслуживание. При коптилке же работа относительная и почти невозможна...
Работать хочется до черта, а не выходит и досадно, что время уходит даром! В комитете по делам искусств я включен в список на разрешение рисовать по городу. Вот чем можно сейчас заниматься. И интересно и нужно...
Проект временной Триумфальной арки для Ленинграда. Арх. А.С. Никольский
30 января. Пятница
...Вчера, то есть 29-го, я от директора А.И.Сегала получил предложение командировочно эвакуироваться в Молотов в качестве члена делегации Академии (с женой). Решил, совсем неожиданно для себя, принять предложение, а ведь пять раз отказывался.
7 февраля 1942 года мы уехали.
Архитектор Александр Сергеевич Никольский