Дорогие друзья! Мы рады сообщить об утверждении расписания работы Лектория на зиму - весну 2014 года! Первым циклом в новом году станет
ЦИКЛ «ИСТОРИЗМ И МОДЕРН В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ»
Лектор - Илья Евгеньевич Печёнкин, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИТИАГ РААСН.
Авторский цикл Ильи Печёнкина охватывает длительный период в истории европейской архитектуры, с 1820-х по 1910-е годы, время зарождения и взаимного влияния многочисленных стилей и направлений, таких как романтизм, историзм, модерн и их национальные разновидности, получившие распространение не только в странах Западной Европы, но и в России.
14 января, вторник, 19:00
Романтизм и новое прочтение античности. Европейский неоклассицизм второй половины XVIII века и его распад, значение Египетского похода и археологических открытий древнеримских городов для расширения формальной палитры архитектуры Нового времени. Ампир как «романтический классицизм». Переосмысление античных форм в контексте национально-романтического возрождения в Германии. Работы Карла Шинкеля и Лео фон Кленце. Романтизм в России.
21 января, вторник, 19:00
Европейская неоготика. «Католическое возрождение» в Англии. Грёзы о новом Средневековье и их значимость для судеб европейской архитектуры. Творчество Огастеса Пьюджина, Джона Рёскина, Уильяма Морриса и других. Прогресс строительной инженерии. Готический стиль как модель синтеза утилитарного и эстетического. Значение развития реставрационной мысли: Эжен Виолле-ле-Дюк, Камилло Бойто.
28 января, вторник, 19:00
Ориентализм и национальный романтизм. Пристрастие романтиков к экзотическому. Роль колониальной политики. «Открытие» Востока в искусстве XIX века. Франция, Англия. Экзотические неостили в архитектуре колониальных империй и их влияние на дальнейшее развитие европейской архитектуры. Утверждение национальной идентичности через архитектуру. Неороманский стиль и его отражение в архитектуре скандинавских стран.
4 февраля, вторник, 19:00
Неовизантизм. Неовизантийский стиль в палитре европейского историзма. Образы раннесредневековых и византийских памятников в архитектуре XIX века и предпосылки к актуализации этих образов в Европе и России. Особенности типологии. Строительство Максимилиана и Людвига Баварских. Особенность программы неовизантийского стиля в России, его связь с официальной идеологией и внешней политикой Александра II. Греко-византийская и армяно-византийская версии стиля. Неовизантийские стилизации эпохи модерн.
11 февраля, вторник, 19:00
Неоренессанс и стиль beaux art. Проблема объединяющего стиля в XIX веке. Идейно-эстетические мотивы обращения к наследию итальянского ренессанса в буржуазной Европе. Неоренессанс как модель синтеза искусств. Неоренессанс и театр. Германия: неоренессанс как рациональный стиль современности. Франция и Италия: неоренессанс как национальный стиль. Стиль beaux art - доступная роскошь.
18 февраля, вторник, 19:00
Архитектура модерн в Европе. Модерн как интернациональное движение и итог развития европейской архитектуры Нового времени. Связь модерна с историзмом и отличия от него. Роль мистицизма и символизма. Основные центры нового стиля и его региональные особенности: Art Nouveau, Jugendstil, Secession, Floreale, Modern Style. Бельгия, Франция, Германия, Австрия, Италия, Англия, Россия. Иконография декоративного оформления. Модерн и символизм. Обновление художественного языка под влиянием пластических открытий изобразительного искусства. Модерн и модернизм. Модерн и ар-деко.
25 февраля, вторник, 19:00
Красота и техника. Новые общественные задачи архитектуры, расширение типологии. Архитектура и промышленная революция. Новые материалы и новые конструкции. Чугун, сталь, железобетон, стекло. Свободный план. От идеи синтеза искусств - к реабилитации ремесла и дизайну.
4 марта, вторник, 19:00
Русский путь и русский стиль. Особенности культурной ситуации в России. Проблема генезиса. Идея национальной исключительности и ретроспективный эскапизм. Допетровская Русь как эстетический образец. . От «фольклоризирующего» русского стиля к археологическому подходу. Роль всероссийских и международных выставок. Произведения Алексея Горностаева, Виктора Гартмана, Ивана Ропета и других.
11 марта, вторник, 19:00
«Орнамент как преступление». Технократические тенденции в архитектуре начала ХХ века. Ценности модернизма. Утверждение новых нетрадиционных начал, непрерывное обновление художественных форм, схематизация, отвлечённость стиля. Модернистская парадигма. Влияние изобразительного искусства.
18 марта, вторник, 19:00
Россия. Неоклассика. Особенности стилеобразования в поздней Российской империи. Эпоха ностальгического пассеизма. Фактор технической отсталости. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. Проблема иностранных влияний. Полемика «рационалистов» и «художников». Новый статус профессии архитекторов. Индивидуализм творческого высказывания. Постройки Леонтия Бенуа, Константина Быковского, Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Федора Лидваля, Николая Васильева и Алексея Бубыря и других. Градостроительные замыслы 1910-х годов.
Стоимость разового билета на лекцию - 150 руб.
Стоимость разового льготного билета - 70 руб.
Стоимость абонемента на весь цикл - 1000 руб.
Абонементы можно приобрести в кассе музея уже сейчас, в любой день со вторника по воскресенье. При покупке абонемента за слушателем закрепляется конкретное место в зале. Количество мест, отведенных для обладателей абонементов, ограничено - их всего 50. Обычные билеты традицонно можно будет приобрести в кассе перед началом каждой лекции.
За расписанием лекций вы можете следить на официальном сайте Музея Архитектуры, в разделе
"Лекции".
Дополнительную информацию о работе лектория вы можете получить по телефону (495)6900551 или по почте 6900551@muar.ru