Саратов. Театральная площадь

Jan 06, 2011 12:04

Во второй половине XVII века, когда Саратов, разоренный войсками Степана Разина, переплыл с левого берега Волги на правый и начал отстраиваться на новом месте, главной городской площадью была Соборная, позже - Старо-Соборная, ныне - Музейная. После наполеоновского нашествия и принятия Государем Императором Александром I нового плана застройки Саратова городской центр стал перемещаться на Соборную, или Ново-Соборную, ныне - площадь Чернышевского, где началось строительство кафедрального собора Александра Невского. В десяти минутах ходьбы от Ново-Соборной по Никольской улице (ныне - Радищева) расположилась третья площадь, которой в XX веке суждено было стать главной площадью Саратова коммунистического, с памятником вождю, майскими демонстрантами и зданием облисполкома. В 1812 году ее знали как Хлебную площадь, «Верхний базар» (самый дальний от Волги), весь ее огромный периметр был досыта набит торговыми лавками.



Первая не лавочная постройка появилась на площади в 1810 году. Саратовский губернатор Панчулидзев, большой охотник до всяческих увеселений, построил здесь для своей крепостной труппы деревянное здание театра (более похожее на «поместительный сарай»). После отставки Панчулидзева в 1826 году театр стал сдаваться различным антрепренерам и просуществовал до 1860 года, когда саратовская публика уже не могла вместиться в старое здание, регулярно собиравшее аншлаги. Несколькими десятилетиями позже известный актер и театральный деятель Николай Собольщиков-Самарин писал, что актеры почитали за честь получить ангажемент в Саратов, что ж, театр, расположенный на площади, сменившей название с Хлебной на Театральную, за полвека вырастил в городе настоящую «театральную публику».

В 1860-м на месте старого театра было выстроено новое (и снова деревянное) здание. Через два года оно погибло в пожаре, и тогда Саратовское городское общество получило Высочайшее повеление употребить из городских средств 40 000 рублей на строительство каменного здания театра (постройка в итоге обошлась - вместе с прокладкой водопровода, покупкой люстр и проч. - в 79 780 руб. 45 копеек серебром).

Саратовский городской театр
1865, архитектор К.В.Тиден




Уже после постройки саратовская власть стала искать лиц, готовых взять театр в «арендное содержание». Такие желающие нашлись скоро, среди претендентов значились купец Петр Михайлович Медведев (известный драматический артист), иностранный поселянин Константин Келлер (он же известный драматический артист Берг) и многие другие, но победила заявка купца из Петербурга Осипа Шехтеля (отца будущего знаменитого архитектора Федора Шехтеля). Шехтели происходили родом из саратовских колонистов, и даже уехав в столицу, Осип Шехтель оставался одним из самых известных в Саратове купцов и домовладельцев. У него был в первый в городе винно-гастрономический магазин, гостиница, а также собственный летний театр в загородном саду (будущий театр Сервье).

В первое представление 4 ноября 1865 года в новом театре давали «Горькую судьбину» Писемского, водевиль «Муж не муж или женатый и не холостой», а также дивертисмент и танцы.

Собольщиков-Самарин в своей книге мемуаров отмечал, что в Саратове от приезжей труппы обязательно требовали привозить не только драматические спектакли, но и оперу. После революции функции двух главных саратовских театров разделились. Театр на площади стал Театром оперы и балета имени Чернышевского, а бывший загородный театр Шехтеля / Сервье стал драматическим театром имени Карла Маркса (теперь - имени Слонова).

В 1962 году театр оперы и балета был полностью перестроен. Под видом реконструкции обветшавшего здания фактически было выстроено новое (ниже - открытка 1975 года).




Известные актеры, выросшие в Саратове и/или учившиеся в саратовском театральном училище и/или игравшие в саратовских театрах: Борис Андреев, Вацлав Дворжевский, Юрий Каюров, Петр Зайченко, Олег Янковский, Олег Табаков, Владимир Конкин, Галина Тюнина, Евгений Миронов, Сергей Сосновский, Ксения Качалина, Сергей Пускепалис

Музей изобразительных искусств имени А.Н.Радищева
1885 год, архитектор И.В.Штром

В 1852 году Эрмитаж стал первым в России художественным музеем, открытым для широкой публики. В 1867 году в Москве его примеру последовала «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В конце 1877 года Алексей Петрович Боголюбов, известный русский маринист, профессор живописи и внук Александра Николаевича Радищева, обратился в саратовскую городскую думу с предложением завещать Саратову свое собрание картин и редкостей - с условием, что город предоставит «постоянное, неизменное, прочное и удобное помещение». Дума предложение благодарно приняла (чай, не Шилов, и парижанин Боголюбов переезжать в Саратов не собирался), но целых пять лет тянула волокиту с выделением земли под строительство и поиском финансирования. И только когда Боголюбов пригрозил (по легенде) отдать свою коллекцию соседней Пензе, было принято окончательное решение выстроить для музея специальное здание на Театральной площади <примечание 1>. 29 июня 1885 года музей имени Радищева открылся, став третьим общедоступным художественным музеем в России, и первым - в провинции.




Радищевский музей, на дальнем плане площадь замыкает здание театра.

«Композиция плана и главного фасада навеяна образцами классицизма. В этом убеждает, - писал саратовский архитектор и краевед Сергей Терехин в книге «Века и камни», - симметричная, завершенная небольшим фронтоном лицевая часть здания, ее отдельные элементы - колонки, рустовка стен, подоконные балюстрады, замковые камни окон. В основе плана лежит каноничная схема - совпадающий с его продольной осью коридор с расположенными по бокам от него анфиладами помещений, который приводит к крупному и светлому залу. Но был и ряд новаций: сдержанность декора (подчеркивалось, что здание - своего рода футляр для хранящихся в нем художественных ценностей), современная отделка (точная лицевая кладка) и, наконец, крупные, почти витринные окна, дававшие достаточно света экспонатам».

Известные работы из собрания Радищевского музея: Тропинин «Портрет Энева», Кипренский «Портрет князя Голицына», Брюллов «Портрет Бека», Шишкин «Лесная чаща», Репин «Портрет Нади Репиной», Репин «Портрет Столыпина», Саврасов «Весна», Левитан «Буря. Дождь», Врубель «Муза», Суриков «Портрет княгини Щербатовой», Грабарь «Яблоки», Борисов-Мусатов «Осенний мотив», Павел Кузнецов «Степь», Фальк «Автопортрет на фоне окна», Петров-Водкин «Две девушки» etc




Виктор Борисов-Мусатов. «Осенний мотив» (1899)

В 1897 году при музее заработала рисовальная школа, она, как и сам факт открытия в городе художественного музея, спровоцировали появление в живописи «саратовской школы», к которой традиционно относят Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Кузьму Петрова-Водкина <примечание 2>, Павла Уткина, Александра Савинова, Александра Матвеева, Владимира Милашевского.

Справа от Радищевского музея на месте хаотичных торговых лавок был выстроен новый Гостиный двор (сгорел в 1919 году).




Александро-Невская часовня
1866 год (перестроена в 1910 году). Разрушена в 1933 году. Новодел 1999 года




Часовня была построена в честь чудесного избавления от смерти Государя Императора Александра II, на которого покушался Дмитрий Каракозов, к слову - выпускник саратовской мужской гимназии.




Современный вид (прошу прощения за плохое качество). Слева - биржа, по центру - восстановленная часовня, в правом углу - мэрия города Саратова <примечание 3>

Биржа
1890 год, архитектор Ф.И. Шустер




Фотография биржи известного нижегородского фотографа Дмитриева. 1894 год

После революции биржа стала учебным заведением. Здесь размещались исторический и филологический факультеты Саратовского государственного университета, а теперь - Поволжская академия государственной службы имени Столыпина.

Народная аудитория
1899 год, архитектор Н.М. Проскурнин




Изначально в этом здании размещалась городская публичная библиотека и городской общественный банк. С 1913 года здесь заработал синематограф «Разумный», где демонстрировались документальные, научные и видовые фильмы. В советские годы из дома был изгнан банк, а библиотека (областная научная) и кинотеатр («Ударник») остались.

Вид на площадь Революции в 1981 году

Фотография сделана со стороны улицы Горького, где площадь замыкают кинотеатр «Ударник» и театра оперы и балета имени Чернышевского. Прямо - биржа. Между биржей и музеем Радищева (музей в кадр не попал) - пустое пространство (ранее занимаемое Гостиным двором и Александро-Невской часовней).




В здании облисполкома теперь располагается областное правительство, а в остальном мало что изменилось. Только там, где на площади раньше располагались трибуны для руководителей области, иногда разворачиваются сельскохозяйственные ярмарки, и мед, говорят, очень вкусный.




Примечание 1




В Саратове было большой редкостью, когда здания строили выписанные из Санкт-Петербурга архитекторы, но Иван Васильевич Штром был дружен с Боголюбовым еще по Парижу 50-х годов. В 1861-м году в Париже на rue Daru был освящен собор Александра Невского, ставший после революции главным белоэмигрантским храмом Парижа. В нем отпевали Шаляпина, Кандинского, Бунина, здесь Пабло Пикассо венчался с Ольгой Хохловой. Одним из архитекторов собора был как раз Штром, а на его стенах есть два полотна работы Боголюбова, в южной части - «Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском», в северной - «Хождение по водам». Одно слово - маринист.

Примечание 2
В книге «Хлыновск» Петров-Водкин так описывал происхождение своей фамилии:
«Вольновка - одна из самых старых окраин Хлыновска <Хвалынска>. В сорока верстах от Вольновки находился Лысый Враг, один из центров сторожевых разбойничьих пунктов. Там совершались ватажные налеты, здесь - отдых, любовь, пьянство для молодых и оседка для тех, у которых «плечи веслами умотались, честным трудом захотели помаяться...»
Оседал свой, надежный народ. В то время и появилась на Вольновке «девка Чернявка». Привез ее разбойник, сруб поставил на трех окнах, наказал любить и жаловать, вернуться скоро обещался. Чернявка вскоре понесла девочку, назвала ее Ефросиньей, а разбойник так больше и не явился: дело разбойничье, гиблое...
Чернявка за ум взялась, начала дочь выращивать, и ни себя, ни других не щадила для этого: водка пошла с Вольновки такая, что после нее царской и в рот было не взять.
Вырастила Чернявка дочку, замуж отдала - и вдруг как сгинула. Все бросила и исчезла; то ли себе в монастырь-скит ушла, то ли в низовья к морю Хвалынскому убежала...
Ефросинья и стала матерью моего прадеда Петра, артельного бурлака нашего плеса».

У собирателя легенд саратовских крестьян А.Н.Минха я нашел такую историю:
«На Чагре (в 25 верстах выше Хвалынска) был в старину разбойник Водкин, умевший заговаривать пули; поймали его в деревне Федоровке и связали ему руки; он попросился из Волги напиться и, подойдя к воде, нырнул в реку, очутился на противоположном берегу, поблагодарил караульного, что напоил, и скрылся».

Примечание 3

Дом купца Кузнецова был построен в 1867 году. Первый его этаж занимали магазины и торговые дома, второй и третий - гостиница (сначала - «Европейская, потом «Татарская»). Одно время здание украшала большая вывеска «Торговый дом Андрей Бендер и сыновья». По местной краеведческой легенде именно здесь Ильф и Петров нашли фамилию для героя «12 стульев», а Саратов превратился в Арбатов, начало путешествия к Черному морю на «Антилопе-гну».




Фотография 1981 года

Еще одно примечание. В сквере между музеем Радищева и театром - памятник борцам социалистической революции и вечный огонь (открытка 1981 года).


Шехтель, музеи, архивные фотографии, классицизм, часовни, Саратов, театры

Previous post Next post
Up