Если бочонок с лососевым супом в трюме парусной Катрины оказался опустошён проголодавшимися туристами - а сейчас это происходит частенько, - существует запасной обеденный аэродром здесь же, в двух шагах от пристани. На
Северной Эспланаде, 19 в угловом здании стиля неоклассицизма за арочным порталом скрывается интересное старинное кафе. Прошлой весной оно было открыто после ремонта и это событие широко освещалось в местной прессе. Не забыто оно и сейчас. В последнем воскресном культурном приложении Хельсингин Саномат напечатана большая статья о трёх примечательных залах-кафетериях, относящихся к эпохе северного модерна и сохранивших все основные конструкции и детали стиля. Одно из них для нас сугубо интересно.
Внешне здание на Эспланадах никак не соотносится со временем финского национального романтизма. Оно кажется перенесённым "на облацех" из столичного имперского Санкт-Петербурга. Так и оказалось - застройщиком и первым владельцем был зажиточный купец русского происхождения Егор Ушаков. Здание было спроектировано в 1816 году архитектором Pehr Granstedt, автором нынешнего Президентского дворца.
Ушаков и его брат были из крепостных высшего русского дворянского рода Шереметьевых. Они были ввезены в Финляндию в 1808 году и освобождены от своего зависимого положения. Егор Ушаков, как успешный предприниматель основал заводы в Эспооском Отаниеми, был ктитором православной Свято-Троицкой церкви в Хельсинки. Он занимал должность коммерческого советника в 1822 году и наравне с Синебрюховым и Киселёвым состоял в Хельсинской конвенции богатейших купеческих родов.
Первоначально дом купца Ушакова был обычным торгово-жилым комплексом с дворовыми постройками и конюшней. В 90-х годах XIX века здание купил ПриватБанк, где и располагался до 1922 года. После объединения с Union Bank в Северных странах, здание использвалось под банковские помещения до 1961 года. Именно во время своей помпезной финансовой ипостаси внутренний зал был перестроен в стиле модерн в 1904 году.
Уже при входе становится ярко заметно несовпадение стиля фасада и "начинки".
Скучный ампир получил великолепное обновление, сохраняющее постоянный интерес любителей югендстиля. Непременные для этого времени детали - орнаментальность, отсылка к мифологии, игра формы и света доставляют массу зрительного удовольствия и долго удерживают внимание к интерьеру.
Главный зал используется как кафе с расширенными возможностями - в сезон здесь проводятся выставки и концерты. В глубине видна ниша, которая в этот раз была затемнена. Она выполнена в виде апсиды с прекрасной акустикой. Там стоит рояль. Надо будет наведаться сюда во время летних концертов.
Югенд-зал с мощными колоннами из полированного гранита играет в архитектруру средневекового храма. Здесь даже имеются стенные масляные росписи, выполненые живописцем Vilho Sjöström, и настоящая орнаментальная фреска, написанная натуральными пигментами по сырой штукатурке.
Сочетание деревянных балок, хрупкого стекла и тяжёлого резного камня - основа замечательного контраста.
Чувство юмора модерна питается подобным в Средневековье.