Любимая, уверен, многими с детства забава - разглядывать фотографии одного города/вида/здания, сделанные с интервалом в несколько десятилетий, а то уже и в столетие с лишним. Если на материале Москвы в этом успешно упражняются многие (ибо фотолетопись мегаполиса практически неисчерпаема, а изменения облика города идут постоянно), то с провинцией еще только начинают играться в эту игру. Пока в основном на местных краеведческих сайтах или применительно к цветным фотографиям Прокудина-Горского, но предвижу, что когда-нибудь дело дойдет и до издания больших и красивых альбомов, где вместе (красноречиво разоблачительно и обличительно для народа и его самосознания) сойдутся Россия, которая была и та, которая осталась. Понятно, что никакая реставрация уже не в силах вернуть ту, что ушла полностью. Для многих старых фотографий сегодня просто не найдется парных современных, ибо самих запечатленных объектов уже нет на свете. Про это у нас здесь есть тег "Мартиролог", так что тема нам хорошо знакома. Я же хочу показать набор визуальных сопоставлений, где здания или ансамбли все же сохранились, пусть в измененном виде (иногда даже в лучшую сторону, т.е. профессионально отреставрированы)или частично. Но места остались узнаваемы. Так что без лишнего пафоса и привычного нам стона об утратах предлагаю просто поразглядывать картинки, ну и заодно снова подумать о превратностях реки времен.
КАРГОПОЛЬ. Троицкая церковь. 1790-е, перестроена ("византийский" верх) после пожара 1878 года.
Она же. Как видим, отсутствует колокольня.
КАРГОПОЛЬ. Вид с городища на каменную Воскресенскую церковь. На первом плане - деревянный храм Спаса на Валушках, т.е. на городских валах, 17 век. Справа от Воскресенской церкви деревянная церковь Спаса Всемилостивого со своей колокольней.
Не совсем с той же точки. Но и так все ясно - двух деревянных церквей нет, на месте второй стоит избушка. Осталась только самая важная в архитектурном отношении из всех трех - каменная Воскресенская - шедевр северного зодчества 17 века.
КАРГОПОЛЬ. Ансамбль храмов на старой торговой площади. Слева направо: Никольская церковь, 1741 г.; Благовещенская, 1692 г. и на первом плане церковь Рождества Богородицы, 1682 г. с более поздней колокольней. На снимке не видна деревянная шатровая колокольня, отдельно стоявшая перед Никольской церковью (она закрыта ближним храмом).
Опять, ракурс не точно совпадает, зато пространство, как на ладони, ничего не спрячется. Да и нечему прятаться. Никольская церковь "архитектурно уменьшилась" - из пятиглавой стала одноглавой, деревянной колокольни и в помине нет. Остальное на своих местах.
ТУЛА. Кафедральный Успенский собор в кремле и соборная колокольня в стиле барокко. Главная доминанта кремля и всего городского центра пока на своем месте.
А здесь Успенский собор уже одинок. Сейчас на месте снесенной в 30-е колокольни стоит камень, обнадеживающий, что она когда-нибудь будет воссоздана. Пора бы уже, а то тульский кремль, и так стоящий в низине, совсем градостроительно проваливается. Да и пусто внутри него.
ТУЛА. Ворота дома Ливенцовых, роскошная барочная штуковина, редкая в провинции, но характерная для Тулы, где разбогатевшие купцы и оружейники уже в середине 18 века массово строили себе палаты в растреллиевском стиле. Так ворота выглядели в начале ХХ века.
А так сейчас. Поистрепались за век, финтифлюшек поубавилось, со стен облетели рокайльные завитки. Но пока еще поддается реставрации, как и сам дом, стоящий за воротами. Церквушки, что слева на предыдущем кадре, уже нет.
МОРШАНСК. Троицкий собор. 1830-е. Проект самого В.П. Стасова из Петербурга, недаром похож на его Спасо-Преображенский собор в столице, только в деталях грубее.
Сегодня он такой, с бирюзовыми куполами. Все портики на своем месте, просто там был западный фасад, а здесь собор снят с юга. На алтарной стороне портик и был изначально пилястровый.
СЕРПУХОВ. Посадские храмы с городских валов (тогда еще на них стояли кремлевские каменные стены): Успенская (слева), Крестовоздвиженская и Ильинская церкви. Справа еще есть не вошедшая в кадр Троицкая. Город-сказка.
Сейчас пока тоже красиво, но сказочности малость поубавилось. У Крестовоздвиженской цекви нет колокольни и куполов, только тычки барабанов над изуродованным четвериком (они виднеются за красной Успенской церковью). Здесь в кадр вошла Троицкая церковь, невидимая на прежнем снимке.
СТАРАЯ ЛАДОГА. Вид на крепость и Георгиевскую церковь. От крепости оставались оплывшие и заросшие руины, а древний храм был перестроен в редакции 19 века, с убогой шатровой колоколенкой.
Как видите, картина с тех пор стала веселее. Колокольня пала жертвой реставрации на древнерусский период. Тот случай, когда я согласный.
СТАРАЯ ЛАДОГА. Эта ветхая сарайка - церковь Димитрия Солунского, 1730-х. Разваливалась на глазах.
Зато потом омолодилась. У меня возникает вопрос - а есть ли в ней те самые бревна, которые запечатлены предыдущим фотографом? не знаю, но выглядит хорошо.
ПОЧАЕВ. Троицкий собор в Почаевской лавре только еще строится по проекту А.В. Щусева. Еще не смонтированы мозаичные панно на шипце притвора.
Строили-строили и наконец построили... Мираж древнего русского храма в подозрительно-барочном аббатстве. Здесь в кадр не вошла лаврская колокольня, которая справа. Все нормально, никуда не делась, стоит на своем месте.
На сегодня сеанс закончен, ограничились городами. Еще есть, например, усадьбы. Так что продолжение следует...