Червоногруд.

Mar 04, 2008 18:51



Это было давным-давно, 8 лет назад, в ином тысячелетии и мире. Мокрая рождественская плюха Кракова заставляла нас искать тепло и убежище в книжных магазинах. И в "Орионе", аккурат под Мариацким костелом, я впервые увидела его. Белые башни, зеленый кратер. Червоногруд. Неужели тот, львовский, который бывший Кристинополь? Черт, до него же так далеко, а придется...
Сережка зря пробовал вырвать книгу из рук - я вцепилась в нее и накрепко держалась более часа. Это была любовь с первого взгляда. Шикарный альбом Адама Буяка о наших замках стоил 24 бакса. Ровно столько, сколько было в кармане. Это было в общем-то ВСЕ, что в том кармане в ближайшее время было и быть могло. Жадность победила. Книга вернулась на полку, я вернулась домой, мечта поселилась где-то внутри.



С тех декабрьских дней и до конца февраля-2000 я искала. Инет в Каменце был уже, кажется, но не для меня. До карт-двухкилометровок оставалось несколько лет. До путеводителей - пятилетка. У меня был репринт карты Боплана 17 века, увеличительное стекло - и абонемент в городскую билиотеку. Я перемыла тонны породы, прежде чем нашла первую зацепку. Зацепка указывала на Тернопольщину - правильно, на Борщевский район - а тут ошибка. Одна фраза, оброненная в статье Орестат Мацюка - Нырков, главарь нырковского колхоза разобрал дворец, а из его камня построил свинарник - стала тем самым самородком-ориентиром, который так долго ждала. 8 марта 2000 года я делаю себе самый роскошный подарок, какой могла. Мы едем в Червоногруд, несуществующий княжий град в Залищанском районе.




Я написала об этом месте тучу статей. Я горда тем, что была первой, кто посвятил Червоногруду отдельные материалы. Я зверею, когда это место называют Нырковым (именно из Ныркова в Червоногруд в феврале 1945 года пришла смерть в виде отряда уповцев, вырезавших всех немногочисленных жителей этого польского поселения. Не осталось никого. Когда в советские годы тут построили лагерь "Ромашка", некому было протестовать). Меня бесят попытки назвать это место Червоногородом - у поляков на городах кабачки, пшепрашам, свои поселения они так не называют. Найдете тут какую давнеславянскую фибулу или наконечник стрелы - вперед, пусть будет -город, но то, что мы все еще видим - это 17-19 века, это совсем иная песня - и не стоит плевать на то, что случилось тут 3 февраля 1945г.



Коротко. Багряно-красная земля объясняет название места, но то, что Червоная Русь пошла именно отсюда - враки. Дотатарский период остался лишь пунктирными упоминаниями о стычках князей за это место. Как я понимаю князей.
С 14 века - вотчина братьев Корятовичей, вместе со Скалой и Каменцем. Братья-князья укрепляют замок и приглашают доминиканцев. Следующий хозяин Червоногруда - снова тот же, что и у Каменца, юный Спитко из Мельштина.
С 1434 года - статус королевского города. С 1448 - магдебурское право. Даниловичи в начале 17 в. ставят на месте деревянной крепости невысокий каменный замок. 1615 - рядом с замчищем вырастает большой Вознесенский костел - на деньги супругов Лисецких.


Пару лет назад береза, что росла на северной часовне храма, таки развалила своды, они упали. На стенах кое-где видны следы полихромии. В подвалах иногда слышны пыхтения кладоискателей - не вру. Только что там уже искать, место сверх-популярное. Все, что можно было, нашли еще советские пионеры из "Ромашки".

Вернемся к истории. Дальше были турки (1672-1699). По легенде, именно они перенаправили русло Джурина - и так образовался высочайший в равнинной Украине водопад. 16 метров.


Турецкое ярмо тугой петлей стянуло жизнь княжьего града - и он не оправился больше. Позади осталась слава воинственной подольской вотчины. Впереди - слава самой красивой сельской усадьбы Речи Посполитой.
С 1778 г. Червоногруд - в руках князей Понинских. В 1820 г. на фундаментах полуразваленной твердыни начинает строиться дворец. Гравюра Антония Лянге - старейший экспонат в иконографии Червоногруда. Замка уже нет, дворцовых башен еще нет.
Каликст Понинский продолжил дело отца, но очень уж бурно. Он перестраивает все в неоготических формах. Идут 1840-ые. Резные короны башен на телегах привозят со Львова.



Не было в Европе того времени скульптора именитее Бертеля Торвальдсена - и не было у Гелены Понинской скорби большей, чем тоска по рано ушедшим сыну и дочери. В 1835 г. хозяйка Червоногруда едет в Рим и заказывает Торвальдсену надгробие. Сем лет работал гений, а на восьмой год вся элита Польши могла увидеть его шедевр - его выставили в Варшаве, и лишь потом привезли в семейный мавзолей на горе у Ныркова.
Надгробие чудом успел спасти Борис Возницкий, директор Львовской Галереи Искусств. Там оно и экспонируется. Мавзолей же, с разломанными колоннами у входа, давно не помнит даже мародеров. Живой труп.
Впрочем, часовня при монастыре сестер Милосердия (1846) - она рядом, на кладбище - в таком же состоянии.



Последняя хозяйка Червоногруда, княгиня Мария Любомирская, делала все, что могла, чтобы замок поддерживался в надлежащем состоянии. Только вот Первой мировой эти заботы были побоку.
Сейчас... А что сейчас. Молодожены ездят фотографироваться, дети ездят в лагерь, жители трех соседних областей ( и до Франковщины, и до Буковины тут рукой подать) ездят на, блин, шашлыки. Водопад захлебывается мусором. На замчище - барак автокефалов. Монах в нем дикий, безумный, ссыльный. Рассказывает всем охочим послушать историю места, ведет все правильно (у него на коробке для пожертвований ксерокопия моей статьи) - а дальше его клинит. Начинается повесть о вратах ада, ученых Львовской политехники, которые нашли тут семидясяти, кажется, километровую воронку в Пекло, про огромную залу Судилища царя небесного (под этим кодовым названием проходит карстовая пещера Поросячка), про охранника Ада, безголового рыцаря. Многие верят. Сама видела, как загипнотизированно кивал водитель львовского тв - и как пелена падала с глаз, когда монах, войдя в раж крикнул: "И тут ангел р-раз! - и отрубил рыцарю голову! Лазер вытащил - и отрубил!"


Вот он, наш красавчик. Охмуряет очередных Козлевичей.

Я помогала львовским архитекторам в создании проекта рекреационной зоны. У меня токо одна к ним просьба - лоббировать внесение Червоногруда в реестр памятников архитектуры. Ведь по документам ни костела, ни остатков замка НЕ СУЩЕСТВУЕТ. И то, что ту таки не построил дачку один из кучмовских приспешников - чудо. Хотя, говорят, монахов в урочище Червоное привел именно он.



Тем временем и сами монахи не спят. Это вот их, конкурирующий, так сказать, проект. Будут строить тут Петербург. Почему Петербург - а потому что.






А место все-таки - нереальной красоты. И на днях будет 8 лет нашего с ним знакомства.


Украина, Тернопольская область, руины, костелы, замки

Previous post Next post
Up