МАРТИРОЛОГ: Льялово - лучший коттедж модерна под Москвой

Dec 07, 2009 16:45

Этот фантастический дом-замок на старой фотографии как живой, буквально ощущаешь фактуру камня, черепицы, имитации фахверка. Весь образ принципиально нездешний, целиком европейский. Такую архитектуру легче представить в Германии, Швейцарии или Англии. Или в США, где подобные романо-готические стилизации были популярны в коттеджном строительстве на рубеже XIX-XX веков. Но это все было в Подмосковье, на территории нынешнего Солнечногорского района, в селе Льялово. А создателем шедевра был крупный московский архитектор Александр Васильевич Кузнецов, более известный как автор проекта старообрядческого собора в Белой Кринице, женской гимназии в Ногинске и нового корпуса Московского Архитектурного института.





Кузнецов неоднократно работал по заказам семейства промышленников Морозовых. Для них им были построены гимназия и Богородско-Глуховская фабрика с усадьбой в нынешнем Ногинске. Для одного из Морозовых, Николая Давидовича, Кузнецов спроектировал усадьбу в Льялове, переименованном хозяином в Морозовку. Центром усадьбы стал построенный в 1908-1909 годах роскошный коттедж, отразивший последние мировые тенденции в области стилизаций модерна на средневековую тему. По словам М.В. Нащокиной, самого крупного нынешнего исследователя архитектуры модерна в России, "составленный из множества объемов, эркеров, башенок, балконов, террас, лестниц и переходов, этот дом был безусловным стилистическим уникумом московской архитектуры начала ХХ века". Помимо главного дома, в Морозовке по замыслу Кузнецова были построены дом садовника, конюшни и оранжереи. Парк был разбит знаменитым садовником А.Э. Регелем. Усадьба Морозовых являлась накануне революции образцовым примером новомодной загородной виллы, на уровне лучших аналогичных явлений за рубежом.

В 1941 году коттедж и дом садовника сгорели. Вся территория усадьбы в советское время была занята санаторием. Сейчас там где-то якобы сохраняются построенные Кузнецовым конюшни и оранжереи. Теперь утраченный особняк можно увидеть только на фотографиях. Все есть - фотофиксация, чертежи, планы. Нет, чтобы кому-то взять и построить такую редкость сегодня. Ее даже адаптировать к нынешним требованиям особо не нужно, все современно. Жаль, что сегодня заказчики, как и архитекторы, плохо знают историю архитектуры и думают, что она начинается с них.











Московская область, av4, усадьбы, модерн, Мартиролог, архивные фотографии, Александр Кузнецов, утраты, проекты

Previous post Next post
Up