Все города имеют свою точку отсчёта, своё рождение. У Дивногорска таковой является Старый Скит - почерневший от времени, помрачневший от человеческого равнодушия, обветшавший и покосившийся. С него, заложенного монахом Филаретом, и началась история освоения живописного сибирского уголка, который впоследствии нарекли Дивногорском. Старый Скит был первым зданием, построенным среди тайги.
19 августа 1888 года, в таёжной глуши на берегу Енисея была заложена церковь, ставшая первым зданием Красноярского Знаменского мужского монастыря, или просто Знаменского Скита.
Существует легенда о том, что лес для постройки Красноярского острога летом 1628 года казаки заготавливали где-то в этих местах.
Во второй половине XVII века на территории нынешнего муниципального образования города Дивногорска появились первые русские поселения. По подворной переписи 1671 года в устье р.Овсянка числилось шесть казацких дворов, да один двор ссыльного малороссийского казака на Усть-Мане. Чуть позже недалеко от Овсянки в устье реки Слизневой появилась атаманская заимка Ивана Злобина. Спустя сорок лет казаки обосновались и в устье реки Бирюсы. Но пространство между Бирюсой и Овсянкой, где впоследствии расположился Дивногорск, по-прежнему оставалось безлюдно и покрыто лишь таёжными дебрями. Толчком к заселению этого места послужило основание в 1879 году вблизи Красноярска Успенского мужского монастыря. Для прокормления братии и нужд монастыря епископ Енисейский Акакий запросил у Синода земельный «участок, и в 1883 году по высочайшему повелению монахам в дачу» выделили 4000 десятин удобной и 602 десятины неудобной земли по реке Мана. К этому времени в Успенском монастыре набирает силу отставной унтер-офицер, бывший крестьянин Новосёловской волости, Фёдор Васильев, принявший имя при постриге - Филарет. За четыре с небольшим года Филарет прошёл путь от простого послушника до иеромонаха и наместника настоятеля монастыря. Именно ему приглянулись земли по левому и правому берегам Енисея между Бирюсой и Овсянкой. И Филарет начинает активно бороться за обмен этих земель на тот участок, что был дан в верховьях Маны.
25 января 1888 года последовало высочайшее повеление об обмене земельного участка Красноярскому Успенскому монастырю. По этому повелению 4602 десятины удобной и неудобной земли на левом и правом берегах Енисея передавались Успенскому монастырю для устроения нового Скита в вечное пользование. В этот день было официально упомянуто о строительстве Скита.
Оставалось решить ещё очень важный вопрос - финансирование строительства. С января по август 1888 года Филарет активно собирает средства для нового Скита среди горожан, но этого было слишком мало. И вот счастливое провидение познакомило его с потомственным почётным гражданином Красноярска Тимофеем Космичём Матониным - человеком богатым даже по енисейским златообильным меркам. Матонин увлёкся идеей иеромонаха Филарета основать в таёжной глуши святую обитель и выделяет под этот проект деньги. И 19 августа 1888 года на берегу ручья, впадающего в Енисей (впоследствии названного Филаретовым ручьём), на месте указанном иеромонахом, нанятые в Красноярске плотники срубили сосновый крест. Отслужив молебен, Филарет освятил место сие широким знамением Христовым, и с его лёгкой руки уже к следующему лету красовалась в тайге дремучей двухэтажная церковь, рубленная из твердокаменных лиственничных брёвен. Освятил церковь эту епископ Енисейский Тихон 8 июля 1891 года и нарекли её Знаменской в честь образа Знамения Божией Матери, нарицаемого Абалакским. Вместе с Филаретом в Скиту жило полтора десятка монахов. Кроме молитв во спасение человечества, братья вели хозяйство - возделывали землю, у них был домашний скот, мастерские. Для отдохновения души монахи создали парк - уголок получился чудесный.
Могила монаха
В 1888-1894 гг. был выстроен комплекс скитских построек, в состав которых входили: церковь Знамения богоматери (1888-1891гг.), настоятельский корпус (1891г.), трапезный корпус, часовня святителя и чудотворца Николая (1894г.), двухэтажный странноприимный корпус, три одноэтажных келейных корпуса, пекарня. Ежегодно Скит принимал до шести тысяч богомольцев. На территории Скита с 1892 года работала одноклассная церковно-приходская школа. Скит имел собственный кирпичный и смолокуренный заводы, кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские, обслуживавшие преимущественно нужды Скита. Церковь Знаменская выстроена в 1888 - 1891гг. по одному из образцовых проектов, одобренных Синодом. В 1918 году здесь же разместился Красноярский Успенский мужской монастырь.
Так началась жизнь у Дивных гор, которую после монахов продолжили здесь воспитанники детского дома, затем лесозаготовители, а потом и гидростроители.
Сам же Скит просуществовал до времён гражданской войны, в 1920 году монахи его покинули. Сегодня от обширных построек Скита остался деревянный остов церкви, приспособленный в 60-е годы под мастерские художников.
Сейчас уникальное историческое здание утрачено полностью - то, что осталось от Скита, перестраивали раз сто, под корень сломали колокольню, зато зачем-то приделали второй этаж, не сохранилось ни одного наличника.
Внутри «квартируют» дивногорские художники - там несколько интересных мастерских. В одной из них посчастливилось побывать: увидели творческий беспорядок, оригинальный реквизит, очень приятные пейзажи и редкостную фотографию - на снимке Филарет и другие монахи Скита, фото начала XX века, но точная дата не указана.
В мастерской художника
Реквизит
Орудия труда
Скит уже несколько десятилетий умирает. Местным дивногорским властям всё равно, краевым тем более. А ведь Старый Скит для Дивногорска так же символичен, как часовня на Покровской горе для Красноярска. Но власть держащие этого не хотят понимать.