В конце 80-х годов, фотографируя храмы Рождественского монастыря, я познакомился с парнем, 18 лет. Он тоже занимался фотосъёмкой. Я ему подарил плёнку в кассете, благо у меня её было много.
На работе, где я тогда работал, было несколько металлических банок с плёнками разных типов, по 300 метров. Надо было в темноте отматывать плёнку и заправлять в кассеты.
Парня звали Никита, он только что окончил школу и поступил в Архитектурный институт. Несколько лет мы с ним пересекались. Пару раз он меня проводил в библиотеку МАрхИ, где мы фотографировали листы церквей и соборов Москвы с альбомов Н. Найдёнова.
И однажды он высказал интересную мысль, что до революции Москва в архитектурном отношении оценивалась иностранцами гораздо сильнее, чем Санкт-Петербург.
Меня это повергло в некоторый ступор.
Ведь Санкт-Петербург, тогда Ленинград, для меня был городом эталоном, в плане архитектурного облика.
Иностранцы видели в Санкт-Петербурге русскую копию, реплику европейских городов. А Москва, до революции, была очень самобытным во всех отношениях городом и, в первую очередь, в архитектурном.
Под тысячу церквей разных стилей, разного цвета, золото куполов. Средневековые крепостные стены Кремля, Китай-города, крепостные башни всё это в центре города.
Множество монастырей с их мощной и брутальной архитектурой.
Большое количество старинных усадеб с обилием зелени возле них.
И много, много всего другого.
Всё это было разрушено после революции в течении 20 лет.
Да было создано большое количество новых зданий и ансамблей, о по большей части на месте старых, уничтоженных.
Кардинально расширенны узкие улочки, прорубались новые широкие проспекты сквозь паутину старых улиц и переулков.
Москва стала другая и потеряла тот облик и дух, который и привлекал в город иностранцев. И которым они восторгались.
У нас же остались фотографии и киноматериалы хроники.
Click to view
С развитием технологий и интернета сейчас можно всё это смотреть и восторгаться великим городом, Москвой.