5 июня 2021г. Усадьба Дубровицы. Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Координаты: 55°26'28"N 37°29'40"E
В тот день с утра уже прогулялись по
Подольску, посетили
Храм Воскресения Словущего, осмотрели
Усадьбу Ивановское. Немного не доходя до Усадьбы Дубровицы присели отдохнуть, попить водички.
Городской пляж сейчас благоустраивают, идут строительные работы. А вот, пятиэтажный дом, с зеленой крышей уже достроили прямо на берегу Пахры. Теперь это уродство портит вид на Храм Знамения Пресвятой Богородицы.
А мы идем по мосту над Пахрой в Дубровицы.
Где нас ждет незапланированная, но приятная встреча. Абсолютно не сговариваясь и спонтанно оказались в одно время и в одном месте!
А место знаменитое. И очень популярное. Родовая усадьба Голицыных. Усадьба Дубровицы находится рядом с Подольском, расположена на высоком берегу реки Пахры. Впервые она упоминается в 1627 году, как вотчина боярина Ивана Васильевича Морозова. Позднее имение перешло к роду Голицыных, так как дочь Морозова - Аксинья Ивановна - была замужем за Иваном Андреевичем Голицыным.
Самым известным из владельцев поместья был Борис Алексеевич Голицын - воспитатель и сподвижник Петра Первого. Именно при нем была воздвигнута Знаменская церковь - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII- начала XVIII в.,
Здание церкви было готово уже к 1697 г. Но когда строительство завершилось, то многие пришли в недоумение. Ведь православный храм оказался явным подражанием католическому. Князь Голицын хотел освятить новую церковь, но для этого нужно было получить разрешение церковных властей. А Патриарх Адриан такого разрешения не дал.
В архитектуре Знаменской церкви, с одной стороны, сильны традиции древнерусского зодчества. Здание храма приподнято на высоком цоколе, вокруг него проходит открытое гульбище с парапетом. Даже среди элементов резного орнамента можно найти то же самое узорочье, которое сохраняется на стенах древнейших храмов Суздаля и Владимира. С другой стороны, здание выражает особенности европейского барокко XVII столетия. Изобилие скульптуры несвойственно русским храмам.
А уже при входе нас здесь встречают статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Их дополняет расположенное на крыше такое же изображение Василия Великого. По углам цоколя находились четыре евангелиста, вокруг башни установлено двенадцать апостолов
Как бы там ни было, Голицыну пришлось ждать. Но недолго. Патриарх Адриан скончался в 1700 г., а должность Патриаршего Местоблюстителя занял рязанский митрополит Стефан Яворский. Этот иерарх, оказавшийся во главе Русской Церкви не находил странными архитектурные причуды Голицына и его тягу к иноземцам. Но Петр не мог приехать в Дубровицы до осени 1703 г.
Потрясающей красоты интерьеры. Уходящее в высь пространство, легкость и воздушность неба.
На улице в это время небо затянуло серыми сплошными облаками, а внутри голубое небо, облака...
В интерьере много рельефных изображений. Это и цикл Страстей Господних, и фигуры ветхозаветных пророков.
Иконостас...
11 февраля 1704 г. новый храм, "приведенный к концу и от столь именитого созидателя всяким благолепием украшенный", был освящен в присутствии государя Петра Великого, царевича и великого князя Алексея Петровича, многих светских и духовных особ. Богослужение возглавил митрополит Стефан. Царь внес богатый подарок, снабдив церковь подобающей ей дорогостоящей утварью. Празднования продолжались семь дней.
2021г
Примерно в том же ракурсе, но 1927 - 1930гг.
В 1848-1850 гг была проведена реставрация храма. Необходимую для того громадную сумму выделил император Николай I. Работами руководил архитектор Рихтер, под началом которого в течение двух лет работало около 300 мастеров. Тогда позолотили резьбу, корону и крест, подновили скульптуру. Латинские надписи, сделанные иностранцами еще при строительстве, заменили на русские. Интересно, что в планы архитектора входила более радикальная перестройка церкви в духе древнерусских традиций. Но храм отстоял местный священник. 27 августа 1850 г. в Дубровицы приехал святитель Филарет, митрополит Московский, и вновь освятил храм.
В 1930-х гг. церковь уже не действовала. В паспорте 1945 г. сказано: "...состояние неудовлетворительное, разбиты стекла, в интерьер залетают птицы, портят резьбу хора и иконостаса, наблюдается разрушение лестниц и наружной скульптуры"
Золотая корона - визитная карточка Храма Знамения Пресвятой Богородицы
В 1947 г. в голицынском дворце разместили учреждение, которое ныне носит название Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства, а в здании храма были его склады. С 1966 г. институт проводил реставрационные работы в церкви. Но существенного результата они не принесли.
14 октября 1990 г. спустя 60 лет не целевого использования храма, прошла первая литургия. Ее возглавил епископ Можайский Григорий. С тех пор богослужения не прекращаются.
Дорога к храму...
Богатая резьба по камню...
Нескончаемый поток туристов...
Слева направо: ворота, главный дом и Воскресная школа - Копия-новодел утраченного усадебного северо-восточного флигеля XVIII века.
Дворцовый корпус усадьбы Дубровицы. Дворец был построен в середине XVIII в., изначально был двухэтажным. Перестройки последующих хозяев, в том числе и пришедших после революции, существенно исказили его облик .
1890 - 1900гг.
Сейчас в здании размещаются Подольский районный отдел ЗАГС и Ресторан «Голицын»
Клумба и спуск к историческому зданию конюшни и парковке.
Ворота в Липовый парк.
Птички, это уже современное творчество...
Аллея парка. Через центральную аллею усадебного парка был возведен арочный чугунный мостик. Остались только насыпи для его опор.
Ворота конного двора.
Комплекс Конный двор был построен при князе Голицыне в готическом стиле.
А рядом с конным двором расположен автомобильный двор, а точнее гаражный кооператив. Он конечно. не исторический, но с интересным масштабным стрит артом на тему войны 1812года...
#уличноеискусство
А нас сегодня ждет еще один очень интересный объект - недостроенный комплекс
Подольское море