Оригинал взят у
lidushka_39 в
Торопец, ул. К. Маркса, д. 49/6.Шикарнейший торОпецкий жилой особняк последней трети XVIII века.
Стоит на перекрёстке нынешних улиц Ленина и Карла Маркса - и всей своей пышной, представительной наружностью вступает в категорический диссонанс с коммунистической топонимикой, ибо во времена его возведения лениных с марксами здесь отродясь не водилось, а была на этом месте в Торопце Малая ремесленная слободка.
От Торговой площади вела сюда Успенская улица - разумеется, с Успенской церковью, стоящей на том же перекрёстке, по диагонали от нашего роскошного купеческого особняка.
Из всех окон дома, выходящих на улицу, открывался живописнейший вид на Успенскую церковь (1768 г) с колокольней (начало 1770-х гг), характернейшей для Торопца второй половины XVIII в архитектуры - припоздалое, но безумно красивое барокко, с множеством размашистых деталей, с теми или иными вариациями кочующих из памятника в памятник Торопца и его окрестностей.
Красной стрелкой на фото указано местоположение нашего нынешнего объекта. След. фото - детали фасадов Успенского храма:
Богатый жилой дом был под стать Успенскому храму - колоритной архитектурой, неслабыми для Торопца габаритами, и наверняка был обнесён забором с воротами - от коих сейчас не осталось и намёка.
Великолепная историческая застройка Успенской улицы (нынешней Ленина) на этом перекрёстке - храм и дом друг напротив друга - ещё в 1950-х гг сохраняла своё аутентичный облик, но до нашего времени, к величайшему сожалению, не сохранилась. Колокольню разобрали при Хрущёве.
Церковь же нынче представляет собой живописнейшую руину.
Купеческий особняк, к счастью, уцелел - каменную гражданскую архитектуру в Торопце время пощадило, ибо, похоже, строилась она "на века", судя по мощным стенам (след. фото сделано в одной из 11-ти квартир, на которые нынче разделён дом):
Фото найдено на одном из риэлторских сайтов - в объявлении о продаже квартиры:
https://www.domofond.ru/1-komnatnaya-kvartira-na-prodazhu-toropets-2658478208 , из которого можно предположить, что речь идет о квартире, расположенной вот за этими тремя окошками первого этажа:
А если немного пошерстить Рунет, можно узнать, что степень благоустройства в памятнике архитектуры по-прежнему находится на уровне последней трети XVIII века - разве что электричество в дом провели.
Старый фонд - он только в столицах за бешеные деньги, в провинции же - вот, пожалуйста, за три копейки.
Надо сказать, первым вопросом при виде здания, стали вот эти странные заложенные окна нижнего этажа:
Они радикально отличаются от остальных проёмов - размерами, формой, декором, расположением.
На втором этаже - всё на своих местах: родные наличники, штырёчки от ставней (по наличию этих штырёчков можно, кстати, делать однозначный вывод о подлинности проёмов).
Древности-красивости:)
Нарядный второй этаж был жилым - хотя в этом доме и первый этаж когда-то не уступал второму по живописности. Ложное окно - сделано, чтобы не нарушать гармонию-симметрию фасадов:
Рамы, разумеется, послевоенные.
Где-то в 1960-х гг в доме была выполнена перепланировка и под это дело тотально и грубо перелицован первый этаж, испорчен безжалостно и безнадёжно.
Воможно, просто укрепляли фундамент - старое здание за 200 лет глубоко ушло в грунт, нижняя часть оконных наличников первого этажа ещё чуток - и касалась бы земли. Вот эти одинокие бесподобные окошки - оригинал XVIII в, их оставили в память потомкам, а точнее, не видели смысла разбирать:
У этих заложенных проёмов отсутствуют штырёчки под навеску наличников - похоже, они не предназначались под окна, подозреваю, что за ними находится стена, разделяющая внутренние помещения. По сути, это богато декорированные ниши. Глядя на них, замечаешь, во-первых, глубину осадки здания. Во-вторых, осознаёшь, насколько несуразно, по сравнению со старинными, выглядят современные проёмы.
В-третьих, можно мысленно, по принципу "скопировать-вставить", заменить эти новые окна на первоначальные, восстановив таким образом, хотя бы в воображении, исторический облик здания. Этот самый облик (до начала ремонтных работ) запечатлён на фото к статье В. В. Косточкина, посвящённой архитектурным памятникам Торопца, изданной в 1959 г.:
Вот он, наш красавец, местами даже с уцелевшими ставеньками на окнах. Как говорится, почувствуйте разницу. В ходе устройства новых проёмов с первого этажа посбивали остатки старинных наличников.
В общем, на первом этаже от фирменного Торопецкого барокко осталось по единственному окну на двух фасадах.
Вход в дом был со двора, наверняка подразумевалось какое-то достойное крыльцо - на месте которого нынче свежая пристройка.
Разумеется, невозможно не заметить безрадостное состояние памятника - темные пятна от грибка, выщебленный кирпич. Штукатурка - может, тех самых 1960-х годов.
Как ни восхищайся сим достойнейшим историко-архитектурным оазисом, но на душе неспокойно - не он один пребывает в столь грустном виде, явление сие тотально-безнадёжное в общероссийском масштабе.
А посему - нам остаётся только искать, смотреть и радоваться находкам:)