Надеюсь, я выразился понятно. Ниже - попытка объяснения для не понявших.
Георгиевский собор, построенный в 1230-1234 гг. князем Святославом Всеволодовичем - воплощенная мечта мастеров неорусского стиля. Эдакий загадочный коренастый белый гриб со следами многовековой истории. Странность форм, когда сразу очевидно, что было как-то не так, но как - не очевидно. Рукотворность доходит то ли до небрежности, то ли до нарочитости, даже купол съехал набок и крест накренился: значит, всё настоящее, живое, не тронутое поновлениями. Ну, а фасадные пазлы - это само собой разумеющееся. Загадочные, как древнеегипетские письмена. Мастер Василий Ермолин, собиравший в 1471 г. рухнувший собор, в пазлы играть не умел и оставил нам даже не просто пазл, собранный как получилось, а, если проводить 3D-аналогии, недособранный кубик Рубика. Художнику же (а архитекторы эпохи модерна, разумеется, художники) пестрый, несобранный кубик, неразгаданный ребус интереснее, чем собранный. Правда, во времена Щусева стояла еще толстая колокольня, сама по себе неплохая, но рядовая и сбивавшая масштаб и загораживавшая западный фасад, а с северной стороны до 1920-х существовал придел. Я думаю, если бы собор в начале ХХ века имел сегодняшний облик, то у «неорусников» он был бы гораздо более востребованным образцом. Любители грибовидности и так не прошли стороной: аллюзии собора видны в проектах А.В.Щусева, Е.И.Константиновича, А.Г.Джорогова. У Щусева они воплотились в порталах и каменных рельефах Покровской церкви Марфо-Мариинской обители и Спасской церкви в Натальевке. Можно вспомнить и «Дом со зверями» С.И.Вашкова на Чистопрудном бульваре. Кстати, про зверей. Собор сложно отснять за один приезд. В этом альбоме съемка одного дня - 19 февраля 2012 г., из поездки с Обществом изучения русской усадьбы. Выкладываю лишь то, что удалось, но по максимуму: ракурсы, свет. По северному фасаду, находившемуся в тени, съемка неполная. Так что знаменитого слона не будет. Слон впал в зимнюю спячку: нижняя часть его буквально утонула в сугробике, образовавшемся на подслонной капители. Надо приехать еще и доснять. Вот 8 лет уже еду.
И здесь, увы, провода
Сзади виден обезглавленный Троицкий собор (1905-1915, арх. Н.Д.Корицкий)
Теперь пассмотрим детали поближе.
Южный фасад
Переходим на западный фасад.
Переходим на северный фасад. Знаменитый слон спрятался над второй слева капителью
Тем временем состояние собора ухудшается, об этом уже не раз писали. Рельефы «мылятся», и это серьезная проблема. В интерьере в плохом состоянии находятся стилистически инородные, но хорошие по качеству росписи XIX в. Там же перед алтарем выставлена ценнейшая реликвия - каменный «Святославов крест» нач. XIII в. А по сторонам - вмурованные в облицовку стен или просто на подставках резные детали, в буквальном смысле выпавшие из контекста…
Тайная вечеря а-ля Леонардо в апсиде
Святославов крест
В дополнение к моей съемке - варианты реконструкции первоначального облика, несколько старых фото и некоторые аллюзии Георгиевского собора в рамках неорусского стиля.
Доходный дом церкви Троицы на Грязях в Москве. 1908-1909, С.И.Вашков
Е.И.Константинович. Проект Крестовоздвиженской церкви на Крестовском острове в Петербурге. 1915
А.Г.Джорогов. Проект церкви в Мургабском Государевом имении (Туркменистан). Первоначальный вариант. 1911
Церковь Спаса Преображения в имении Харитоненко Натальевка (с. Владимировка, Украина, Харьковская обл.). 1911 - 1913. А.В.Щусев
Церковь Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. 1908 - 1912. А.В.Щусев