Занимательная геометрия от детей Николая Львова. Часть 1. Бобылевка

Aug 31, 2020 13:20

Две усадьбы по сторонам границы Тамбовской и Саратовской областей. По асфальту их разделяют 75 км. Брат и сестра, Александр Львов и Вера Воейкова, рано осиротевшие дети выдающегося архитектора Николая Львова. Часто ездят друг к другу в гости. Оба строят в своих усадьбах храмы: Александр - в виде круга, совмещенного с крестом, Вера - в виде треугольника, совмещенного с шестигранником, а внутри, опять-таки, круг. Отцовская любовь к геометрии, не иначе. Оба места на культурной карте России сейчас никак особо не выделены. Соседняя новодельная рахманиновская Ивановка - единственная официальная точка притяжения турпотока. А про эти усадьбы, важные и для истории, и для искусства, вообще мало кто знает. И как всегда - административная граница у нас в культурном отношении является почти государственной. До недавнего времени через нее и асфальта не было, в 2016 положили-таки, но так плохо, что уже два года спустя он стал вспучиваться. Автобус не прошел, пришлось прогуляться пешком.
Итого, Общество изучения русской усадьбы, "Русская кладовая", "Неизвестная провинция" под нашим предводительством реализовали труднореализуемый маршрут. Плюс еще один раз мы целенаправленно съездили в Бобылевку для обмеров узким кругом специалистов.
Дважды мы оказывались в Бобылевке под потрясающим небом. Поэтому на многих фото здесь ракурсы одни и те же при разных световых эффектах.




У замечательного архитектора Николая Львова было пятеро детей. Александру Николаевичу досталось от отца имение Бобылевка в Балашовском уезде Саратовской губернии. Ныне это село на самом краю Саратовской области, на границе с Тамбовской. Обустройством усадьбы Александр Николаевич, участник войны 1812 года, друг Карла Брюллова, занялся после женитьбы на Наталье Мордвиновой, дочери адмирала. Был построен каменный дом, разбит парк.





Супруга Александра Николаевича



Сын и внук А.Н. и Н.Н. Львовых


Единственное найденное фото усадебного дома



Ради этого ракурса и похожих пришлось залезть по шатающейся железной лестнице на крышу сарая.



Троицкая церковь заложена в 1831 в благодарность за прекращение эпидемии холеры, освящена в 1836. Это самая большая сохранившаяся ампирная ротонда в России. До недавнего времени она не привлекала внимания ни ученых, ни путешественников. Появление в свое время не самых удачных кадров на сайте Соборы.ру позволило нам с Андреем Чекмаревым av4 сразу же заподозрить московский след. Ясный, как кристалл, образец московского ампира удивительно напоминал работы Доменико Жилярди - храмы-мавзолеи в Суханове и Отраде-Семеновском. В апреле 2016 г. мы привезли в Бобылевку первую группу - Общество изучения русской усадьбы, а в августе под руководством Алексея Яковлева hablador специально сгоняли одним днем сделать обмер. План вышел потрясающе, можно сказать, безупречно красивым: идеальный круг, наложенный на крест.



С западной стороны от храма в траве сохранились остатки ограды - она тоже шла по кругу. Встретить такую чистоту геометрической идеи у сына Архитектора, известного своей любовью к игре идеальных форм, совершенно не удивительно. Тем более что сестра Александра Николаевича, Вера, в соседей усадьбе Ольшанка построила затем храм в форме треугольника (об этом расскажу отдельно). Подтверждением авторства явилось обнаружение А.Чекмаревым в папке графики коллеги Д. Жилярди Афанасия Григорьева в фондах Исторического музея проекта, почти полностью соответствующего зданию. Особенно удивительно было видеть почти полную иденичность проектного и обмерного планов - значит, хорошо обмерили, а Алексей Яковлев превосходно выполнил сам чертеж плана! Почти совпали и по форме, и по измерениям.



Отличия от натуры: верх колокольни, шпиль над главным куполом, лепной декор, открытый переход к колокольне.

Проект не подписан, что не исключает участия в проектировании Григорьева, постоянно работавшего в тандеме с Жилярди вплоть до отъезда последнего на родину, в Швейцарию. Однако распластанный "итальянский" купол заставляет предполагать, что основным автором здесь является именно Жилярди, учившийся в Милане и спроектировавший, как установил Чекмарев, немало храмов именно с подобными пологими куполами (в отличие от Григорьева, тяготевшего к более вертикализированным композициям типа корабля). Отцу Богдану привезли сначала обмерный план, а потом и проект из ГИМа. Уж не знаю, скажется ли это как-то на судьбе храма, который после лет бездействия отремонтирован довольно грубо. О многом говорит и густая посадка о. Богданом сосен с самой выигрышной видовой стороны - юго-западной. Когда вырастут, из села церковь будет плохо видна.



Максимально удаленная точка, из села. Дальше уже столбы и дома. И вот этот ракурс будет со временем закрыт посаженными соснами. "Ну, купол-то виден будет!" - говорит отец Богдан.





















Переход к колокольне первоначально был открытым.

















Это тоже с крыши сарая снималось.





Восточный портик аналогичен притвору ротонды в Отраде-Семеновском.

















С колокольни. Яблоко с крестом родные. На самой же колокольне поверженное в позднесоветское время яблоко водружено на нечто ведроподобное.





Убранство 1990-х нехитрое. Пространство напоминает Отраду.





2018. "Неизвестная провинция" не шмогла доехать до храма. Этому асфальту два года.



"Я отец Богдан, у меня есть план". И фасад тоже есть.

Занимательная геометрия от детей Н. Львова. Часть 2. Старая Ольшанка

ампир, ОИРУ, интерьеры, Жилярди, Саратовская область, исследования, Григорьев, av4, архграфика, архивные фотографии, храмы, av_otus

Previous post Next post
Up