Бумага, тушь, акварель, железо-галловые чернила, перо, кисть. 435х575 мм.
Внизу справа на поле рамки рукой Кваренги подпись железо-галловыми чернилами:
Quarenghi Egues del.
ГНИМА № РI-332
Происхождение; коллекция К. Саундерса; с 1857г. В Государственном Эрмитаже; в ГНИМА с 1934 года.
В Музее архитектуры им. Щусева хранится акварельный рисунок зодчего и живописца Дж. Кваренги, тушью на листе бумаги размером 435х575 мм. ( почти формат А2 ) «Церковь Успения на Покровке и дом П.М. Гагарина на Тверской».
На рисунке изображена ныне утраченная, одна из ярчайших представительниц нарышкинского барокко - Успенская церковь, которая находилась на улице Покровке, и дом (если верить подписи) коменданта Москвы - князя Матвея Петровича Гагарина, располагавшийся на Тверской, (недалеко от мэрии, на противоположной стороне улицы).
Дж. Кваренги поместил два здания, которые находились в разных районах Москвы рядом. Около церкви сад с роскошной невысокой оградой. На переднем плане - дерево, у подножия которого лежащий плоский камень с надписью "Вид Успения что на Покровке и к дому К. Гагарина что на Тверской."
Первая мысль, возникающая при рассматривании этого рисунка, а зачем автор поместил церковь и дворец рядом?
Фантазия гениального архитектора и живописца?
Подпись к акварели: П.М.Гагарин (или М.П.), а на камне К.Гагарин.
Но на рисунке есть и другие загадки.
Вот одна из них:
Все кресты, аж двенадцать, изображены неправильно.
Следующая загадка:
Мы видим южный фасад церкви с одномаршевой лестницей, ведущей в сад. Но вдоль южного фасада церкви проходила весьма оживленная дорога на восток, в села Покровское и Измайлово.
Лестница на гульбище церкви, на южной стороне, была двухмаршевая, поворотная на 180 градусов с площадкой. И она была именно такой из-за недостатка места вблизи дороги.
Что интересно: авторитет автора рисунка, Дж. Кваренги был таким, что известная историк архитектуры, искусствовед и реставратор О.И. Брайцева сделала реконструкцию недостающей нижней части колокольни церкви именно по рисунку. Всеобщая история архитектуры в 12 томах, том 6. Стройиздат, М., 1968.
А давайте отобразим рисунок зеркально по горизонтали.
И сразу почти всё встанет на свои места.
Именно отзеркалить рисунок и предложил в facebook пользователь Иван Егоров -
https://www.facebook.com/profile.php?id=100006759630950 Я проделал эту операцию и вдруг увидел, что кресты приняли правильное положение. И лестница стала одномаршевой, и в северной части церкви.
Сад тоже стал на свое исконое место.
Надпись на камне стала нечитаемой. И остался вопрос с дворцом Гагарина на Тверской.
Ответы на эти вопросы ещё впереди.
И наконец самый главный вопрос: а как такое получилось? Зачем надо было менять "право на лево"? И как, технически, это было сделано.
И, наконец, через несколько дней раздумий ответ на эти вопросы был найден.
Предположу, что толи сам Кваренги, толи его помошник сделали рисунок с помощью приспособления -камеры обскура с наклонным зеркалом.
Из Википедии:
Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra - «тёмная комната») - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.
Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене. Лучи света, проходя сквозь малое отверстие (диаметр которого зависит от «фокусного расстояния» камеры, приблизительно 0,1-5 мм) создают перевёрнутое изображение на экране.
Скорее всего вместо маленького отверстия в приборе стояла линза с соответствующим фокусным расстоянием, чтобы изображение на стекле было качественнее и определенного размера.
В конструкции с зеркалом картинка на матовом стекле становится правильной, верх и низ на своём месте.
Но право и лево меняются местами.
Рисунок после камеры обскура надо отзеркалить.
Классическим способом известном почти каждому.
Оригинальный рисунок переворачивается, на него накладывается бумага.
Всё это помещается либо на оконное стекло ( вертикальный способ копирования ), либо на горизонтально положенное стекло с подсветкой снизу.
Для нас более привычный второй способ, а в конце ХVIII столетия, окна во дворцах были большими,проще был первый вариант.
В случае с рисунком, помощник или сам мастер после рисования на стекле камеры обскура просто забыли сделать зеркальную копию.
Нарисовали на рисунке дерево, камень с правильной надписью. дворец, людей.
Раскрасили акварелью, с наложением теней, которые, если присмотреться выглядят некорректно.
Солнце светит под углом 50-55 градусов с востока, юго-востока.
Под таким углом в Москве солнце бывает в полдень, в июне-июле месяце. Что мы и видим на рисунке (время года - лето).
Солнце с востока, юго-востока, в пик лета - это от семи до девяти утра, в нашем понимании времени.
Акварель появилась в Музее Архитектуры в 1934 году, из собрания Государственного Эрмитажа.
В Эрмитаже - из коллекции К. Саундерса. , как написано в аннотации к рис.218 в книге «Матвей Казаков и допожарная Москва» изд. «Кучково поле» автора Золотницкая З. В., Иванова Т. В., в 1857 году,
Кто такой К.Саундерс?
Оказывается это Джозеф Саундерс, опять неточность.
Из Википедии: «(англ. Joseph Saunders, в России Осип Иванович Сандерс; 1773-1845) - художник, график и гравёр на меди английского происхождения. В России находился с 1794 года по 1815 год.
Гравировал резцом. Кроме двух эстампов, доставивших ему звание академика, и гравюр с картин Эрмитажа в издании 1805 года, важнейшими его работами могут считаться „Madonna della misericordia“ с картины Фра Бартоломео, «Брадобрей» по оригиналу Готфрида Схалькена, а также портреты князя Багратиона (1805), князя А. А. Безбородко, великой княжны Екатерины Павловны, А. Л. Нарышкина, архитектора Джакомо Кваренги.»
Для гравюры художник - гравер создаёт зеркальное изображение на доске, чтобы при оттиске
на материале получить нормальную, неотзеркаленную картину.
То, что акварель оказалась у Дж.Саундерса и говорит о возможной попытке гравера начать работы по изготовлению гравюры "Вид Успения, что на Покровке и к дому К. Гагарина что на Тверской."
А для упрощения процесса перевода изображения на доску и была задействована камера Обскура.