Дворцовое ожерелье Петербурга: гербы хозяев дворцов

Mar 18, 2009 01:00

В преддверии 2008 года петербургская рекламно-полиграфическая группа «Келла» издала (тиражом всего в 200 экземпляров - не для продажи, а для собственных представительских нужд) роскошный настенный календарь «Дворцовое ожерелье Санкт-Петербурга», который представляет шесть «родовых гнезд» русского дворянства в столице империи. Для гербов владельцев этих дворцов в календаре отведены отдельные листы, на каждом из которых рисунок, специально созданный по этому случаю, сопровождается краткой «биографией» герба.



Художник гербов и автор статей о них - Михаил Медведев: ведущий современный российский геральдист, председатель Гильдии геральдических художников и член Геральдического совета при Президенте России (при этом рисунки гербов, исполненные М. Медведевым тушью и пером, были оцифрованы и расцвечены компьютерными средствами уже дизайнерами фирмы-издателя под контролем художника).
С любезного разрешения Михаила Юрьевича и начинается публикация всего цикла статей.
При интернет-публикации авторский материал дополнен фотографиями.

* * *

Михаил Медведев (текст и рисунок герба)

Графиня Карлова (von Carlow)

Адрес владения: Набережная реки Фонтанки, 46.

В 1890 году немецкий герцог на русской службе Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий вступил в брак с Наталией Федоровной, представительницей старого, но отнюдь не владетельного рода Вонлярских (Вонлярлярских).

Между тем, согласно династическим законам Мекленбургского дома, брак с представительницей «неравнородного» семейства мог быть лишь морганатическим, то есть - не дающим жене и детям прав на какие-либо титулы. В качестве обычного в таких случаях «утешения» дядя супруга, Великий герцог Фридрих-Вильгельм Мекленбург-Стрелицкий, даровал Наталии Федоровне и ее будущим детям титул графов Карловых (von Carlow; согласно легенде - по поместью Карловка на Полтавщине; в действительности - по владению Карлов в княжестве Ратцебургском). Тогда же был пожалован и герб с грифоном, являвшийся производным от гербов принадлежащих Мекленбургу Ростокской земли и Шверинского княжества. Как титул, так и герб были подтверждены в России (ОГ, XX, 27), несмотря ни на что, Георгий Георгиевич пользовался своим герцогским гербом как общесемейным, порой дополняя его девизом на латыни «FUIMUS ET SUMUS» («Мы были и мы есть»; в таком виде он сохранился и на фасаде особняка на Фонтанке; см. фото ниже). Возможно, что лишь после кончины герцога в 1909 для его вдовы был составлен специальный личный герб.



Согласно обычаям женской геральдики, графиня Наталия Федоровна воспользовалась ромбоидальным щитом, объединившим гербы Карловых (он помещен «геральдически справа», слева от зрителя - там, где в случае равнородства следовало бы поместить герб мужа) и Вонлярских. Щит был увенчан графской короной и окружался особым «вдовьим шнуром» с затянутыми узлами. Именно эта траурная версия и дошла до наших дней на предметах, принадлежавших графине. Нами этот личный герб воспроизведен с некоторыми дополнениями: со шлемом и нашлемником, щитодержателями (из старого герба Вонлярских) и семейным девизом.

Стоит заметить, что женские гербы обычно не имеют в своем составе шлемов. Но для Наталии Федоровны следует сделать исключение: будучи основательницей рода, она имела право использовать всё геральдическое достояние, пожалованное Карловым, как собственное.

* * *



Герб герцогов Мекленбург-Стрелицких на фронтоне особняка на набережной Фонтанки. Мантия была увенчана немецкой герцогской короной, которой сейчас на фасаде нет: в подсоветские годы была удалена как атрибут «отжившего строя».



Цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой) canoe-ride.

»» ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОГО ЦИКЛА СТАТЕЙ...

информация, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up