Псков. Прогулка по Псковскому Кремлю. Кром и Довмонтов город

Oct 15, 2018 23:39


Итак, в прошлый раз мы совершили прогулку вокруг Псковского Кремля, посмотрели на его мощные укрепления снаружи. Сегодня мы продолжим эту прогулку и пройдемся по территории Псковского Кремля - осмотрим Кром и Довмонтов город.



Заходим сюда через ворота Рыбницкой башни (или башни Святых ворот)



Мы попадаем на территорию Довмонтова города. О том, что такое Довмонтов город, о его значении в жизни средневекового Пскова речь пойдет немного ниже, а сейчас - первое, что сразу же бросается в глаза - это внушительных размеров крепостная стена, которая носит название - Перси, т.е. "грудь". И вот эта мощная грудь прикрывает собой Кром - изначальную крепость Пскова, где на протяжении вот уже тысячи лет стоит главная святыня псковской земли - храм во имя Святой Троицы. Так что мы сейчас прямиком туда и направимся.




Перси - это южная стена Крома (первого кольца псковской крепости). Впервые каменная стена была возведена на этом месте не позднее середины XIII века. В то время она имела решающее значение в системе обороны Крома, и псковичи до середины XV века уделяли ей особое внимание. Она неоднократно перестраивалась и укреплялась, а так же псковичи вырыли перед ней глубокий ров, называемый Греблей.

По краям Персей возвышаются две башни: слева Довмонтова (или Смердья), а справа - Троицкая (или Часовая). В старину у подножия башен были сооружены ворота - Смердьи и Великие (или Троицкие). На Персях так же была сооружена колокольница, с помощью которой псковичи созывались на вече.




Пройдем на Кром через Троицкие ворота, над которыми в 2003 году водружена мозаичная икона Святой Троицы





И сразу же попадаем в захаб. Захаб - это такое хитрое фортификационное сооружение в виде узкого коридора. Если вдруг захватчики пробивались через главные ворота, то по сути дела попадали в ловушку, потому что впереди у них на пути возникали еще одни закрытые ворота, а сверху, со стен крепости на них падали камни, лилась горячая смола, ну и так далее...









Из захаба мы выходим к Троицкому собору на Вечевую площадь.
По легенде, место где должен был быть построен храм было выбрано самой княгиней Ольгой. Об этом я уже упоминала, когда мы гуляли по "ольгинским" местам Пскова. Предание гласит, что уже после того, как княгиня Ольга стала христианкой (а произошло это событие в 957 году в Царьграде), она посетила родные псковские места. Остановившись на левом берегу реки Великой, она увидела как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, заросшим лесом, скалистом мысу противоположного берега и сказала: "На месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет". После этого она отправила сюда людей, которые построили город и возвели в нем первую на Руси христианскую церковь во имя Святой Троицы.




Первоначально храм был деревянным, но в XII веке его возобновили в камне. Предполагается, что его возвели смоленские зодчие, т.к. собственной архитектурной школы в Пскове к тому времени еще не сложилось. Но в 1363 году произошло обрушение верха собора и он был разобран, а на его месте уже к 1367 году артелью псковских мастеров был построен новый Троицкий собор. Храм был сооружен из местной известняковой плиты, с двумя приделами и тремя главами - как образ Святой Троицы. Этот собор простоял больше трехсот лет и, уже довольно обветшавший, был в очередной раз перестроен в конце XVII века - к 1699 году.  Новый собор выглядел совершенно по-новому: он стал намного выше - его высота составляет 72 метра и стал увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века. Таким он предстает перед нами и сегодня.

Поскольку собор практически всегда был действующим, за исключением нескольких лет в 1930-х годах, то его интерьер и убранство в значительной мере сохранились. Так что если вдруг вы окажетесь рядом, даже не будучи человеком верующим и религиозным, все равно зайдите туда. Внутри собора очень красиво и там можно увидеть потрясающий семиярусный иконостас XVII - XVIII веков. Однако, в сегодняшней прогулке мы внутрь заходить не будем, т.к. Троицкому собору у меня будет посвящена отдельная публикация.



Колокольня, которую мы сегодня можем видеть рядом с собором, была построена здесь в XVIII веке. Однако, точная дата строительства и автор проекта не известны. Из описаний псковских укреплений разных лет известно, что до начала ХVIII в. Троицкая колокольня располагалась на южной стене Крома - на Персях. Новая же колокольня, встроенная в восточную стену Крома, впервые фиксируется планом укреплений 1706 года. Исследователи не исключают, что она была возведена над основанием или на месте древней башни "на Радчине всходе", уже разрушенной ко времени возведения новой колокольни. В последствии колокольня не однократно подвергалась переделкам и тот вид, какой мы ее видим сейчас приобрела к 1821 году.  Колокольня имеет четыре уровня звона и на ней по сей день сохраняются несколько очень древних - XVI века (!) - колоколов.

Несколько лет  назад в одном из помещений колокольни был открыт небольшой церковный музей, центральным экспонатом которого является Макет Псковского Кремля, каким он (предположительно) был  в XIV - XV веках - в период, когда Псков был вольным городом и столицей вечевой республики. (О Макете у меня будет отдельный рассказ, который я планирую опубликовать немного погодя). Ну а мы, тем временем идем дальше.



Обозреваем просторную Вечевую площадь. Сюда созывался народ для решения важнейших экономических, политических, военных и прочих вопросов жизни Псковского государства. Хотя, конечно, настоящая Вечевая площадь находится на несколько метров ниже нынешнего уровня земли, под мощным культурным слоем, "наросшим" за прошедшие века....




В центре Вечевой площади сегодня можно увидеть Памятный крест. Он был поставлен в 2003 году на месте, где некогда стоял Благовещенский собор, построенный в 1832-1836 годах для совершения богослужений в зимнее время (Троицкий собор был не отапливаемым). Благовещенский собор взорвали в 1933 году, после того, как он не был признан памятником архитектуры.



Благовещенский собор. Фото 1900-х гг. (фотографию взяла здесь)

Уже известные нам по предыдущей прогулке башни - Троицкая...



Довмонтова (Смердья) башня (о этих и других башнях я уже рассказывала в недавней публикации, когда мы гуляли вокруг Псковскго Кремля, поэтому здесь я повторяться не буду)



У подножья Смердьей башни когда-то находились Смердьи ворота






Троицкий собор и колокольня




Сейчас мы пойдем дальше, за Троицкий собор, в самую укромную часть средневекового Крома, куда в те времена вход был крайне ограничен.  Оказавшись здесь, не удивляйтесь большому пространству, на котором нет никаких построек. Здесь никто никогда не жил. Просто знайте, что на всей этой территории находились хранилища - частные и государственные. Здесь стояли клети, в которых хранились запасы продовольствия, имущество, а так же все необходимое для военных нужд. Само собой разумеется, это была особо охраняемая территория, которую стерегли  сторожевые собаки - "кромские псы". Кража на Крому считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью.

Впереди виднеется башня Кутекрома (на пряслах сейчас идет замена деревянного покрытия)



В 1843 году на территории Крома рядом с Троицким собором был построен Дом причта. Сейчас находится в распоряжении Псковской епархии



Рядом с Кутекромой обосновался некий аттракцион для упражнений в стрельбе из лука и арбалета, а так же по метанию ножей, топоров и проч.


Уж я не знаю, каким таким манером владелец сей аттракции просочился в Кром, но как по моему мнению, так это вообще здесь не к месту...



Еще раз - Кутекрома.



К сожалению выход к Нижним решеткам до сих пор закрыт, будем надеятся, что к июлю 2019 года эти ворота все-таки откроют и все смогут любоваться прекрасным видом, открывающимся на слияние рек Псковы и Великой, в обрамлении Нижних Решеток.


Разворачиваемся и идем в обратный путь.




Еще одно здание, помимо Дома причта, которое можно увидеть в этой части Крома - это Пороховой погреб или если по-старинному Зелейные палаты. О существовании здесь Зелейных погребов впервые в летописи упоминается в связи с пожаром 1609 годов, из-за которого взорвался порох, что привело к разрушению не только самих погребов, но и части крепостной стены. В последствии Пороховой погреб был отстроен заново и до конца XVII века использовался по назначению. Но в 1701 г. в связи с началом Северной войны, по указу Петра I вдоль восточной стены Кремля было устроено земляное укрепление, в состав которой был включен и Пороховой погреб. Тогда он и был засыпан землей.




Пороховой погреб был восстановлен в 1970-х годах. Над первым этажем исторического здания были возведены стены. Но поскольку не был проработан вопрос о дальнейшем приспособлении Порохового погреба, то работы до конца так и не были доведены. Однако, в 2014 году в Пскове вновь задумались о возможности использования этого здания и даже были проведены какие-то строительные работы, в результате которых Пороховой погреб получил новую форму крыши с торчащими из нее красными трубами, а так же было перестроено крыльцо. Однако, уже больше года как стройка здесь затихла, да и вопрос с дальнейшим приспособлением здания все еще не решен.



Средняя башня. Она так и стоит без прапора, который упал с нее три года назад.


А вот за этим деревянным забором прячется туалет типа сортир дырка в полу со всеми "прелестями" туалетов такого типа. Тоже своего рода местная "достопримечательность"... :-(



Ну что ж еще раз глянем на Среднюю башню и уже будем продвигаться к выходу из Крома....



Обойдя Троицкий собор снова ныряем в захаб



И мы опять у Троицких врот, а это значит, что мы обошли первое кольцо городских укреплений древнего города. Тепепрь нам предстоит прогуляться по территории Довмонтова города, который представляет собой не только обособленную территорию, окруженную крепостной стеной - т.н. второе кольцо городских укреплений (а вообще-то их в псковской крепости было пять), но и уникальное явление в истории градостроительства древнерусских городов.



Впервые Довмонтов город упомянут в письменных источниках под 1382 г. как "Домантова стена". Это название происходит от имени князя Довмонта, княжевшего в Пскове с 1266 по 1299 г. Князь Довмонт пришел в Псков из Литвы, здесь он принял православную веру, получив при крещении имя Тимофей. Псковский князь Довмонт-Тимофей - личность легендарная. Он прославился многими своими делами: был блестящим военноначальником, мудрым правителем и градостроителем: при нем в Пскове начался расцвет каменного церковного строительства. Ну и вообще сам факт, что он княжил здесь тридцать три года и псковичи были им довольны - факт о многом говорящий. Вскоре после своей кончины князь Довмонт был каконизирован и по сей день является одним из небесных покровителей Пскова. Подробнее о жизни и деяниях Довмонта у меня можно прочитать здесь, а мы вернемся непосредственно к Довмонтову городу.




Если вкратце, то с конца IX по XIII век территория будущего Довмонтова города была занята посадом Пскова, вмещавшим дома и мастерские ремесленников. Здесь же находились небольшая торговая площадь и одно из первых каменных зданий Пскова - церковь Святого Дмитрия Солунского, построенная в 1138 г. В последней трети XIII века, князь Довмонт перенёс сюда княжий двор, а територия посада была окружена каменной крепостной стеной. В XIII веке, помимо прочих построек, здесь вырастало все больше церквей. Ко времени же признания самостоятельности Пскова (1368 год) Довмонтов город становится церковно-административным центром Псковской земли. В Довмонтовом городе сосредоточилось управление производственными, купеческими и церковными объединениями города. Общественные постройки - корпоративные гридницы, избы и церкви с дворами при них, вытеснили отсюда не только рядовые дворы посадских людей, но и княжий двор со всеми его учреждениями и строениями.



Довмонтов город. Иллюстрация из журнала "Фома"

В XV - XVI веках здесь, на територии в 1,35 га одновременно существовало семнадцать или восемнадцать храмов, многие из которых были далеко не маленькими. При них были приделы, притворы, галереи, палатки, усыпальницы и хоть и тесные, но все же дворики и кладбища с оградами и воротами. На этих кладбищах хоронили как знатных людей, так и тех псковичей, кто имел особые заслуги перед Псковом.



Довмонтов город. Реконструкция Ю.П.Спегальского

После присоединения Пскова к Московскому государству (1510 г.) значение Довмонтова города как административного и церковного центра постепенно стало сходить на нет, и храмы Довмонтова города приходят в запустение. В 1701 г. во время подготовки к Северной войне по указу Петра I началось строительство оборонительных сооружений. Так были частично разобраны и засыпаны три церкви у восточной стены Довмонтова города - в их числе храм Рождества Христова. От него эта часть новых укреплений бал названа Рождественской батарей. Остальные церкви Довмонтова города в годы Северной войны (1700-1721 гг) были превращены в склады воинской амуниции. К концу XVIII в. здесь оставалось всего четыре храмовых здания. В 1828 г. была разобрана на плиту последняя церковь Довмонтова города.




В 1960-1970-х годах на территории Довмонтова города проходили масштабные археологические исследования силами специалистов Эрмитажа. Помимо огромного количества исторических артефактов, рассказывающих нам о жизни древних псковичей, в результате этих раскопок были раскрыты основания храмов Довмонтова города. В последствии, часть из этих фундаментов были выведены контурами на поверхность. Такой вот привет из прошлого нашего славного города Пскова.




Ну а что же еще кроме фундаментов древних храмов мы можем сегодня увидеть в Довмонтовом городе?

Конечно, масштабная кованная композиция "Щит и меч", которая укреплена на Персях, сразу же привлекает к себе внимание. Композиция была открыта в 1972 году как дань уважения древнему городу-воину, который более 500 лет охранял западные рубежи Древней Руси. Автор композиции известный псковский реставратор и кузнец В.П.Смирнов (1922 - 1996)










Довмонтова (Смердья) башня



Вид на Рыбницкую башню (башню Святых ворот) от Персей



Здесь так же находятся Приказные палаты и виден шатер Власьевской башни



Приказные палаты - единственная сохранившаяся в Пскове административная постройка XVII в. Каменные палаты возведены здесь в 1693-1695 гг. на месте старой деревянной Приказной избы. Однако, как Приказная палата она просуществовала не долго, поскольку в 1701 года в связи с Северной войной была приспособлена под арсенал. В XVIII - XIX веке здесь находилась духовная консистория, затем торговые лавки и трактир. Сегодня здесь располагаются музейные экспозиции, музейный магазин и информационо-туристический центр. Но более подробно мы поговорим о Приказных палатах в одной из последующих публикаций.



Вид на Перси от крыльца Приказных палат




Не далеко от Приказной палаты находится подъем на Власьевскую башню, со смотровой площадки которой открываются интересные виды на Кром, Довмонтов город и город, лежащий за пределами этих крепостных стен. (я поднималась туда в 2015 году.)



А по другую сторону дороги, ведущей на Кром, можно увидеть храмы Рождественской батареи, о которых я уже упоминала выше. Это храмы Рождества, Покрова и Святого Духа. Они были засыпаны по приказу Петра I при подготовке к Северной войне. Когда археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством В.Д.Белецкого их обнаружила, то оказалось, что стены этих храмов практически полностью покрыты фресками XIV века (!) при этом фресковая живопись была в довольно хорошей сохранности.




Фрески сняли, перенесли в хранилища Эрмитажа и предполагалось, что когда в Пскове будет создан Музей фрески, то они будут возращены обратно. Однако, до открытия музея фрески в Пскове дело так и не дошло, и фрески Довмонтова города так и остаются в закрытых фондах Эрмитажа. Поэтому об их существовании знают не многие. Но в январе прошлого года в Пскове проходила выставка фотокопий фресок Довмонтова города, а в апреле этого года вышел замечательный фильм, о том, как эти фрески были обнаружены и какая за этим последовала грандиозная работа, по их снятию, консервации, реставрации и дальнейшему сохранению специалистами Эрмитажа. Особенность этого фильма состоит в том, что о событиях тех лет рассказывают непосредственные их участники.



Что же касается самих храмов Рождественской батареи, то в начале 2000-х, когда очень активно обсуждались планы музеефикации Псковского Кремля, их начали восстанавливать, но так и не закончили, поскольку возникли серьезные споры по поводу того как они должны выглядеть и можно ли их восстанавливать вообще...




Ну вот, пожалуй мы все посмотрели и наша прогулка по Псковскому Кремлю подошла к концу.



Мне остается подытожить обещания о будущих публикациях на тему достопримечательностей Псковского Кремля, на которых нужно остановиться подробнее:
- Троицкий собор и колокольня
- Макет Псковского Кремля
- Приказные палаты и музейные экспозиции в них расположенные.

Так что продолжение еще последует. Не переключайтесь... :-)))

Псков, кремли, крепости, древнерусская архитектура

Previous post Next post
Up