Как менялся вид одного из архитектурных символов Бухары за 140 лет

Jan 24, 2018 11:41

Сегодня в рамках проекта Коридоры времени мы совершим путешествие во времени длинною почти в 140 лет, чтобы проследить судьбу ханаки Надира Диван-беги, которая является, наряду с минаретом Калян, Арком и мечетью Чор-Минар, одним из четырёх наиболее узнаваемых архитектурных памятников Бухары.
Само по себе здание этой ханаки не особенно примечательно, но оно очень удачно расположено - на берегу довольно крупного пруда Ляби-хауз, в уютном уголке в самом центре Старого города, который издавна пользуется особой любовью бухарцев и гостей Бухары. Это фотогеничное место не обошёл своим вниманием почти никто из фотографов. Оно есть уже на самых ранних снимках, но начём мы со свежего фотосравнения.

Снимок Прокудина-Горского марта 1911 года и фото Рахмата Шарифова января 2018 года:


Высокое разрешение

Конечно, самое заметное изменение за прошедшие 106 лет - это воссозданная реставраторами мозаика на главном портале. Исчезли лавки на берегу пруда, сменились деревья, пропало гнездо аиста и башенка на правой гульдасте.
Давайте посмотрим, что там происходило за всю фотоисторию города.

Первый известный снимок этой ханаки сделал в 1880 году венгерский этнограф и лингвист Károly Újfalvy von Mezőkövesd (1842-1904). Увы, его фотоархив пока не опубликован, а может и не сохранился вовсе, остались только репродукции из разных европейских и российских изданий:



Здесь перед нами почти прокудинский вид, только у венгра снимок оживляет большое количество людей, собравшихся для намаза, а у Прокудина-Горского в кадре - ни души. Даже с учётом времени съёмки (около 7 утра), трудно себе представить совершенно безлюдным столь оживлённое место.

Почему-то не нашлось видов Ляби-хауза в архиве Поля Надара, посетившего Бухару в 1890 году, поэтому сразу перенесёмся на рубеж 19 и 20 веков.

Вид на хауз у ханаки Надира Диван-Беги. Коллекция МАЭ РАН, 1898-1902:


За первые 40 лет фотоистории Бухары у Ляби-хауза, кажется, ничего особенно не менялось.
Зато после 1920 года там почти сразу появились приметы нового времени.
Как известно, каждый советский город должен был организовать у себя Парк культуры и отдыха. В Старой Бухаре не нашлось лучшего места, чем тенистые берега пруда, уже давно облюбованные горожанами. Их обнесли оградой, поставили скульптуры пионеров и вождей, лавочки-скамеечки, всевозможные киоски, открыли киношку.

Где-то около 1927 года пейзаж там приобрёл такой вид:


Высокое разрешение

Обратите внимание, слева от ханаки появились мачты электропередачи, а над самим зданием уже можно заметить антенну.

Немного иной ракурс также конца 1920-х гг.:


На снимке 1940-х гг. хорошо видна антенна, установленная над куполом ханаки ещё в 1920-е гг.:


К сожалению, пока не удалось выяснить, что там было, вероятно, какой-то важный радиоузел.

На фото Е.Н. Юдицкого, которое датируется 1950 годом, антенны уже нет, но над порталом появилась какая-то непонятная деревянная конструкция вроде смотровой площадки:


В 1950-х в Бухаре широко развернулись реставрационные работы, которые затронули ханаку Диван-беги:


Ограду перед зданием снесли, на правом крыле два окна объединили в одно, симметрично левому крылу.

Это фото сделано Гришбергом в где-то в середине 1950-х сразу после снятия строительных лесов:


Чуть позже Юдицкий (?) снял ещё один вид, на котором значительно уменьшились остатки мозаики в верхнем левом углу портала:


Наконец, в 1958 году появляется первое после Прокудина-Горского цветное фото ханаки (Я.Босин, архив РИА Новости):


В 1959 году снимок ханаки в точном прокудинском ракурсе сделал Семён Осипович Фридлянд:


Высокое разрешение

Снимок Фридлянда целиком:


Высокое разрешение

Слева ещё заметны следы сталинской архитектуры.

В 1964 году ханаку запечатлел датчанин Hans Munk Hansen:


В том же году (или в 1965?) её снимал чехословацкий фотограф Werner Forman:


В высоком разрешении у левой башни-гульдасты видна конструкция строящейся мачты ретранслятора. Видно тот радиоузел, который обосновался в бывшей ханаке ещё в 1920е годы, после демонтажа антенны на куполе далеко не уехал, а расположился где-то поблизости.

Вышка на фото Виктора Горкина около 1966 года:


На снимке, который сделал Виктор Анатольевич Отливанчик в 1966 году, мачта ретранслятора уже действует, а над куполом бывшей ханаки зависла большая тарелка:


Но на самом деле тарелка установлена на мачте. Фото 1967 года:


Круглая деревянная площадка всё ещё видна над порталом.

В 1974 году её уже не было:


По всей видимости, где-то между 1977 и 1979 годом были проведены большие реставрационные работы, в результате которые здание ханаки Надира Диван-беги приняло свой нынешний вид.
Открытка 1980 года:


Мозаика на портале полностью воссоздана, зачем-то снесена башенка на правой башне-кульдасте.

Открытка 1983 года:


За зеленью не видна мачта ретранслятора.

1987 год, фотограф Roya Marefat:


1990 год, фотограф Arun Kumar Rewal:


На снимке 1995 года от мачты осталась только нижняя часть:


1998 год, мачта исчезла вместе с тарелкой:


Сталинская парковая колоннада слева от ханаки ещё жива!

1999 год:


2000 год, фотограф Bruno Barbey:


Это "случайное" фотосравнение сделал в 2014 году Александр Журба:


Высокое разрешение

Вот ведь ирония судьбы! У тех, кто специально ездит по следам Прокудина-Горского с фотоаппаратом, почти никогда не получается поймать точно такое же освещение, которое зависит от сочетания нескольких факторов: времени года и времени суток, а также погоды. А тут практически полное совпадение! Посмотрел exif файла и выяснил, что Александр Журба сделал свой снимок 18 марта в 7-40 утрам. Соответственно, примерно в такое же время дня и года должен был снимать Прокудин-Горский.



Сталинской колоннады и след простыл, уже ничто не напоминает здесь о существовании парка советского периода.

Узбекистан, реставрация, Средняя Азия, архивные фотографии

Previous post Next post
Up