Маленькая часовня, стоящая в центре монастырской территории, приковывает взгляды всех входящих в ворота обители. Однако информации о ней немного, а побывать внутри и увидеть мозаики стало возможно лишь в последние годы.
Предлагаю вашему вниманию съемку, сделанную в разное время, в том числе и ту, что сделана специально для моей скромной, однако же первой книжки, посвященной великому архитектору Владимиру Покровскому. Текст - глава из этой книги.
В 1911 году В.А.Покровским спроектирована и начата строительством небольшая, но характерная и выразительная постройка - часовня-усыпальница Прохоровых в московском Новодевичьем монастыре. Строилась она по заказу известных фабрикантов, владельцев Товарищества «Прохоровская Трёхгорная мануфактура» Н.И. и С.И. Прохоровых для захоронения их отца, основателя мануфактуры Ивана Яковлевича Прохорова и членов его семьи. Отделка затянулась и полностью завершилась только к 1915 году. По сведениям из семейного архива, уже в августе 1911 состоялось перенесение в строящуюся часовню останков пяти членов семьи Прохоровых, захороненных ранее неподалеку от Смоленского собора: самого Ивана Яковлевича Прохорова и его супруги Анны Алексеевны, их дочери Л.И. Соколовой-Бородкиной, внучки Анны Алехиной и брата Ивана Яковлевича - Алексея. Позднее в родовой усыпальнице были погребены вторая их дочь Е.И.Беклемишева - известный скульптор, жена скульптора В.В.Беклемишева (в 1912), ее сын Б.И.Гвозданович и зять И.Я.Прохорова А.И.Алехин (оба в 1917 году).
С одной стороны, часовня Прохоровых - типичная надмогильная часовня, кубическая, одноглавая, похожая на довольно большой круг часовен неорусского стиля. С другой - образ ее необычайно выразителен и, несмотря на скромные размеры, она не теряется в ансамбле монастыря. Основа этого образа - две волны килевидных фронтонных кокошников и вытянутая шлемовидная глава с перехватом. По столь характерной форме главы и по наложению друг на друга одинаковых килевидных форм - излюбленным приемам Покровского - рука мастера сразу безошибочно узнается. Резной портал с круглыми рельефами в медальонах напоминает храм в Лейпциге, проектировавшийся одновременно. Серый цвет стен придает часовне некоторую сумрачность, оттеняемую позолотой купола, кровель, подзоров и оконных решеток. Романтический характер усиливается рельефной композицией на главном фасаде, изображающей ангелов, держащих лик Спасителя, нерегулярно разбросанными по стенам крестами и фигурками ангелов. Площадка перед входом оформлена каменной резной оградой с затейливыми орнаментами и является как бы продолжением часовни. Резные угловые колонки с капителями, ничего не поддерживающими, как бы приставлены к углам постройки. Любопытно нарисованы бровки над окнами южного и восточного фасадов - из двух вогнутых дуг. Барабан покрыт целиком резьбой с растительным орнаментом. По стыкам листов покрытия купола проходят прикрывающие их ребра, в местах соединения прикрытые ромбовидными накладками - так, что образуется сетка из больших и малых ромбов. Аналогичный сетчатый рисунок имеют решетки окон здания Государственного банка в Нижнем Новгороде. В прохоровской же часовне позолоченные оконные решетки столь массивны, что сами окна за ними практически не просматриваются. Несомненно, такие нюансы выдают желание архитектора создать сказочное сооружение с райскими символами. Об этом говорит и рисунок каменной ограды перед входом, в котором переплетаются виноградная лоза, цветы, птицы. Резные работы были выполнены в петербургской мастерской Я.И.Филотея (так же, как и по нижегородскому банку). Ажурные металлические решетки изготовлены фирмой И.П.Хлебникова.
Подобные часовни в неорусском стиле стали появляться после первого прецедента - усыпальницы Н.Л.Шабельской в Ницце А.В.Щусева (1907), проект которой был опубликован. Это маленькое сооружение оказало достаточно серьезное влияние на неорусский стиль, усилив в нем сказочную тенденцию, идущую от опытов В.М.Васнецова. Влияние щусевской часовни ощущается и в часовне Покровского: использование резьбы, ассоциирующейся с владимиро-суздальским зодчеством, и угловых колонок, создающих аллюзию открытых интерьерных сооружений - моленных мест или сеней над престолами или раками с мощами. И если у Щусева колонки поддерживают как бы заложенные арки, то у Покровского они демонстративно не доходят до углов кровли, и фасады не имеют даже видимости никаких членений - эффект чисто театральный. Вряд ли Покровскому были известны эскизы церкви Св. Духа во Фленове при талашкинской усадьбе М.К.Тенишевой, выполненные в 1899 году М.А.Врубелем, но на одном из них маленький, подобный часовне храм имеет по углам резные колонки, завершающиеся шишками и не доходящими до углов кровли. Врубель, скорее всего, имел в виду колонки построек нарышкинского стиля, но для «владимиро-суздальских» колонок Покровского подобное решение выглядит исторически беспочвенным. Этот странный прием был в гротескном виде применен вслед за Покровским и, несомненно, с оглядкой на него, Л.А.Ильиным в часовне-усыпальнице А.Д.Вяльцевой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (1915).
Все внутренние поверхности часовни Прохоровых покрыты мозаиками, изготовленными в мастерской В.А.Фролова, с которой зодчий постоянно сотрудничал. В мозаиках видна попытка переосмысления византийской традиции: в ней написаны лики и выдержано колористическое решение, в котором доминируют интенсивный синий и золотой цвета, напоминающие некоторые ранневизантийские мозаики Равенны. В куполе - Спас Вседержитель, на стенах - святые Анна, Иоанн Предтеча, Алексий Митрополит, тезоименитые первым захороненным в часовне. Изображения шестикрылых серафимов близки к романтической «васнецовской» стилистике. Барабан прорезан четырьмя окнами и поставлен на не выявленную снаружи конструкцию из поднимающихся тремя ступенями арочек. Подобные конструкции, встречающиеся в бесстолпных храмах средневекового Пскова, в неорусском стиле использовал А.В.Щусев. Для Покровского это единственный случай такого решения.
Планирую далее выложить и другие куски из вот этой книги.