Эти дома напротив...

Nov 30, 2017 15:02



Памятник архитектору Ле Корбюзье установлен в 2015 году у единственного построенного им в России здания - Центросоюза (ныне Росстата) на Мясницкой улице в Москве (скульптор Андрей Тыртышников, архитектор Антон Воскресенский). Ещё при жизни Ле Карбюзье назвали "самым великим" и "самым нелюбимым архитектором" XX века. Новаторские идеи Ле Корбюзье перевернули представление о городской архитектуре и повлияли на целое поколение советских архитекторов. Здания по его проектам построены по всему миру, и каждое становилось манифестом авангарда. Забавно получилось на Мясницкой: новатор и революционер видит перед собой типичную московскую городскую среду XVIII-XIX веков. На что же смотрит Ле Корбюзье на Мясницкой? Итак, это дома №№ 40-48.

1. В том же 2015 году провели благоустройство улицы - отремонтировали фасады зданий, убрали лишние вывески и провода, увеличили ширину тротуаров, фонари отлили по историческим эскизам. Сейчас около остатков демидовских владений на Мясницкой резвятся тигрята. Может, это как-то связано с названием улицы?
Это название говорит о том, что в давние времена здесь находились мясные лавки и строения, где проживали их владельцы, поселение называлось Мясницкая слобода. Первые сведения об этой улице датируются XVI веком, а в конце XVII века рынок переместился ближе к Земляному валу, и через некоторое время его закрыли. Постепенно состав жителей изменился - здесь заселились дворяне со своими семьями, а также представители духовенства. В советское время это была улица Кирова, в 1990 году улице было возвращено историческое наименование.



2. В середине XVIII века владения на месте нынешних домов №40 приобрел хозяин уральских заводов, крупнейший промышленник того времени Никита Акинфиевич Демидов. Большинство строений во владении были ветхими, небольшими, одноэтажными. Одно из них сохранилось до сих пор, хоть и в сильно измененном виде. Это палаты Блюментростов (д. 40, стр. 4), или, как их еще называли, Докторский корпус. Лаврентий Алферович Блюментрост был немецким врачом на службе у царя Алексея Михайловича.



3. Современный вид палаты получили при ремонте в 2005 году: декор выполнили в лепной штукатурке, а не восстановили в кирпиче, фасад оштукатурили, а не покрыли известковой обмазкой, сохранявшей кирпичный рельеф.



4. Усадьба Барышникова, дом №42, была построена во второй половине XVIII века по проекту М. Казакова. Это был изысканный комплекс, украшенный в центральной своей части изящным портиком. Сегодня здесь находится редакция газеты "Аргументы и факты".



5. Каменные палаты появились на месте усадьбы Фон Мекк, дом №44, в начале XVIII века. Это был прямоугольный дом в стиле барокко, состоявший из цокольного хозяйственного и верхнего «парадного» этажей. Особняк за всю свою историю сменил много владельцев, которыми были: в 1749 году П. Голицын, практически через сто лет в 1866 году - Н. фон Мекк, после смерти которой дом достался Н. Стахееву. Каждый хозяин перестраивал усадьбу на свой вкус.



6. Дом №46, строение 7, ранее принадлежал сестре прославленного полководца Александра Васильевича Суворова. Сам генералиссимус очень часто бывал в гостях у родственницы. В 1866-1881 годах им владел Ю.Н. Люри. При реставрации в 2002-2004 годов была разобрана значительная часть бывшей усадьбы Суворовых.



7. В основе дома палаты Л.К. Нарышкина середины XVIII века.



8. И центральную, и боковую части фасада здания украшают окна арочной формы и изящная лепнина.



9. Угловой дом №46, строение 1, с двумя крыльями-фасадами построен в 1874 году по проекту И.П. Херодинова. С 1880 году его владельцами были потомственный почётный гражданин Василий Николаевич Куманин и его жена Мария Афанасьевна Куманина. В начале 1900-х годов в нём жил художник Константин Федорович Юон (1875-1958).
Возвышающийся пятиэтажный дом № 48 построен недавно на месте доходного дома врача П. Воронина конца XIX века. На последнем этаже здания находилась квартира-мастерская художника Константина Коровина. В советское время первый этаж занимал магазин "Диета", ныне это бизнес-центр "Мясницкая Плаза".



10. О чём же может думать Ле Корбюзье, видя перед собой такую городскую среду, - быть или не быть? Вот в чём вопрос!



Москва

Previous post Next post
Up