В этом посёлке мы остановились буквально на несколько минут, но этого времени мне хватило, что бы осмотреть практически все достопримечательности. Остановились мы здесь из-за ГЭС на реке Янис на которой находится Ляскельский водопад.
Ляскельский водопад
Крупнейший водопад на реке Янисйоки (Заячья река). Высота падения воды составляет 13,4 метра. Является водоспуском плотины Ляскельской ГЭС.
ул.Советская
Храм Архангела Михаила (2014-го года постройки)
Городские зарисовки
Музей городской скульптуры
Правда сложно это место назвать музеем, тут находится только памятник Пушкину и мемориал павшим в ВОВ. Может конечно когда-то тут было больше скульптур...
Памятник Пушкину
Мемориал павшим в Великой Отечественной войне
Чуть в стороне находится Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, но на неё у меня уже не было времени.
Лютеранская церковь для прихода Харлу начали строить в посёлке Ляскеля весной 2010 года. Строительная фирма из Петербурга «Интерстрой плюс» произвела все работы согласно первоначальным планам. Новая лютеранская церковь в посёлке Ляскеля предназначена также для жителей посёлков Харлу, Импилахти, Хийденсельга.
Деревянное здание площадью 267 кв.м. спланировано архитектором Аркадием Ивановым с учётом возможностей прихода содержать и эксплуатировать церковь. Богослужебный зал рассчитан на 60-70 человек. Кафетерий на 30 человек при необходимости можно соединять с залом. На втором этаже церкви выделены 5 комнат для кружковой работы и офиса. При церкви есть гостевые комнаты, можно остановиться на ночлег. Колокол для церкви в пос.Ляскеля был отлит на Каменском заводе.
Сбор средств на строительство церкви организовало общество лестадианцев «Новое пробуждение» (Lestadiolaisen Uusheräys) при участии организации лютеран Suomi Konferens, США.
Церковь освящена 19 июня 2011 года. Чин освящения совершил почётный доктор богословия, епископ Церкви Ингрии Арри Кугаппи (СПб).
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Возведение церкви в честь Рождества Иоанна Крестителя в центре поселка Ляскеля Питкярантского района началось в 2010 году. Строительство велось под руководством знаменитого петрозаводского зодчего Сергея Ивановича Волова. Проект выполнен карельским архитектором Ириной Соболевой в традициях древнерусского деревянного зодчества. За основу взят тип клетского храма с колокольней, основной объем храма увенчан одной главой и является доминантой церкви, колокольня расположена над сенями и тоже подчинена главному объему храма. Строительство велось на пожертвования местных жителей, предприятий г.Питкяранта и г.Москвы. Местные жители 15 лет добивались от властей и предпринимателей хотя бы отдельного помещения, поскольку им где только не приходилось совершать богослужения: в клубе, больнице, заброшенном здании детской художественной школы, общежитии бумажного завода, общеобразовательной школе.
Впервые поселение упоминается в «Поземельной книге Корельского уезда» в 1618 году. В переводе с финского языка название посёлка означает Река, по которой спускаются к озеру. Расположен
на реке Янисйоки, она берёт своё начало в озере Янисъярви и впадает в Ладогу неподалёку от сюда. Железнодорожная станция расположена на 17-м км ветки Янисъярви - Питкяранта на перегоне Харлу - Вялимяки.
В конце XVII века, когда на северном побережье Ладоги возникли первые лесопильные вододействующие заводы. Сначала развитие этой отрасли промышленности шло крайне медленно. Стимул для развития заводов появился в начале XVIII веке в связи со строительством Петербурга. В течение первой половины XVIII века заводы выпускали в основном тесаные доски, затем они постепенно стали заменяться пилеными.
Первоначально Ляскельские лесопильные заводы принадлежали российским компаниям. В 1860 крупный предприниматель Арппе, владелец Вяртсильского металлургического завода, выкупил у русской компании Ляскельские лесопильные заводы за 20 тыс.рублей. После смерти Арппе Ляскеля выделилось в самостоятельное предприятие.
В 1898 году в Ляскеля сменился хозяин. Им стал господин Сет Сольберг, решивший строить завод по выпуску древесной массы. Первоначальных средств хватило только на строительство гидроэлектростанции, строительство древесно-массного завода было продолжено спустя несколько лет, после того как удалось собрать необходимые капиталы. История посёлка тесно связана с историей бумажного завода. В 1899 году здесь была запущена ГЭС мощностью 0,75 МВт, давшая начало местной индустрии.
В 1905 году завод выпускал более 6000 тонн древесной массы. Со сбытом ее были трудности, поэтому было принято решение строить бумажную фабрику по выпуску серой оберточной бумаги для нужд России. Сначала была установлена одна бумагоделательная машина, считавшаяся в те времена самой большой (ширина ее 3300 мм), потом поставили вторую - поменьше, для более тонкой бумаги.
К 1911 году обе машины вышли на объем выпуска оберточной бумаги 10000 тонн в год. После 1917 года, когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной Финляндией, Ляскеля в составе северного приладожья отошло к Финляндии. В начале 1930х годов сюда пришла железная дорога широкой колеи, проложенная до Питкяранты.
По завершении Зимней войны согласно условиям Московского мирного договора от 13 марта 1940 года Ладожское озеро становится внутренним водоемом СССР, а поселок оказывается на территории СССР. 25 июня 1941 года 487 советских самолетов нанесли массированный удар по территории Финляндии. Финляндия вновь оказалась в состоянии войны с СССР. Сразу же после достижения финскими частями побережья Ладожского озера Ляскеля вернули под контроль Финляндии. Во время войны здесь был командный пункт армии Финляндии.
После окончания войны в 1940 году, согласно Московскому договору посёлок перешел к СССР и вошёл в состав Питкярантского района новообразованной Карело-Финской ССР. 25 июля 1945 года с прибытием первой партии военнопленных началось ее восстановление. В 1946 году производство на фабрике было восстановлено. Позднее была установлена и пущена в эксплуатацию бумагоделательная машина № 2, доставленная по репарации из Германии и восстановленная и смонтированная специалистами завода им. 2-й Пятилетки (г. Ленинград). После пуска в 1946 году фабрика "Ляскеля" выпускала газетную бумагу на буммашинах № 1 и 2 и оберточную бумагу на буммашине № 3. В 1947 была восстановлена и ГЭС, которая встроена в бумажную фабрику. К началу третьего тысячелетия она выработала свой ресурс и в 2007 году началась ее реконструкция. После завершения реконструкции в здании ГЭС в сентябре 2011 года было установлено шесть пропеллерных гидроагрегатов мощностью по 0,8 МВт, работающих при максимальном напоре 13,6 м. Среднемноголетний расход воды - 39,1 м³/сек. Электроэнергия выдается в сеть при напряжении 0,4 кВ. Мощность ГЭС - 4,8 МВт, среднегодовая выработка - 25,85 млн.кВт.ч.
В 1958 году фабрика "Ляскеля" и целлюлозно-бумажный завод "Харлу" были объединены в единое предприятие "Ляскельский целлюлозно-бумажный комбинат", которое просуществовало в таком составе до ликвидации целлюлозно-бумажного производства в п. Харлу в 1988 году. В 1970-х годах узкоколейная железная дорога до побережья Ладожского озера была заменена железнодорожной линией широкой колеи. Сейчас эта железная дорога не используется, а бумажное производство переходит от собственника к собственнику и будущее этого поселкообразующего предприятия до сих пор не ясно.
Смотрите так же:
Карелия часть-1 и
Карелия часть-2